Медиакарта
9:27 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гвардия стройки – «Мостострой - 11»

Гвардия стройки – «Мостострой - 11»
14:34 | 25 ноября 2014
Источник:

Недавно состоялся торжественный пуск нового объекта – моста через реку Тобол на федеральной автодороге р‑402 в окрестностях города Ялуторовска.

– Коллектив «Мостостроя‑11» в очередной раз с честью выдержал проверку на профессионализм, – сказал по этому случаю губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

– Причем работа выполнена почти вдвое быстрее контрактных сроков, – добавили полпред Президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских и руководитель Управления федеральных автодорог «Урал» Игорь Зубарев.

В первых числах ноября отпраздновали ещё одно событие. Вот губернатор ХМАО Наталья Комарова и губернатор Томской области Сергей Жвачкин благодарит Николая Руссу за только что введенный в эксплуатацию километровый мост через таежную реку Вах. Объект стоимостью в 9 млдр рублей – важное звено в северном транспортном коридоре Томск–Пермь. Мост вдвое сократил пробег между городами Стрежевой и Нижневартовск. А вся трасса в дальнейшем выйдет на Транссиб, вернее, на международный коридор Берлин–Восток.

Примечательный факт: в течение 2014 года фирма построила на наших широтах четыре моста – выдающееся достижение века.

ОАО «Мостострой‑11» всегда нацелено на достижение высокой производительности труда, качество работ. В прошлом году подразделения построили 68 мостовых переходов. Кроме того, мостовики возводят жилые здания, объекты социально-культурного назначения. Коллектив изо дня в день совершенствуется, внедряет новую технику и технологию. А это приносит отменные результаты. За свои достижения в строительстве он награжден многими дипломами и грамотами. В среде строителей мостовиков именуют гвардейцами, «голубой кровью».

В акционерном обществе 37 заслуженных строителей Российской Федерации, 25 почетных дорожников, 102 заслуженных работника транспорта и почетных автодорожника, 9 отличников речного флота, 192 человека награждены орденами и медалями Отечества.

На этом фоне мы беседуем с генеральным директором акционерного общества, заслуженным строителем Российской Федерации Николаем Руссу.

– Николай Александрович, Тюменская область – лидер УФО по инвестициям. В числе наиболее значимых 20 инвестиционных проектов значится и ваша фирма, то есть «Мостоотряд‑36», где обновили цех металлоконструкций и цех ЖБИ – освоено 850 миллионов рублей. Овчинка стоит выделки?

– Мостостроение, как и любая другая отрасль, использует много отдельных узлов и деталей. Вроде бы и поставщиков немало. Но когда доходим до дела, срываются поставки – каждый партнер приведет миллион причин для оправдания. Я пришел к выводу: лучше всё иметь свое. Наоборот – мы еще на сторону продадим. Так вот, в результате реконструкции цехов будем иметь 8400 тонн металлоконструкций, 26800 кубометров железобетонных изделий, 7500 тонн продукции арматурного цеха.

В цехе ЖБИ установили линию вибропрессования. Выпускаем плиты перекрытия, дорожные плиты, сваи, различные перемычки. Есть оборудование для резки, пространственной гибки арматуры, изготовления каркаса. Сорок процентов продукции пустим на собственные нужды, остальное – на сторонние заказы. Таким образом, достигнем быстрой окупаемости. Словом, через три года пойдет прибыль.

Как ни странно, на производстве металлоконструкций в основном заняты женщины. А работа с железом довольно тяжелая. Так вот, новое оборудование новых цехов значительно облегчит труд, вместе с повышением культуры производства улучшится качество продукции, а производительность труда вырастет до 6 раз.

– Я смотрю, у мостостроителей вообще всё свое. Ну, электричество на строящихся объектах – это аксиома, а вот другое: дорожная служба ныне своя, два проектных института. Можно трактовать как рудимент натурального хозяйства, как-никак политэкономия социализма призывала нас к товарному хозяйству, то есть к разделению труда. Или теперь несколько иная форма – холдинг? Если холдинг, то вы, «Мостострой‑11», – материнская компания. Генеральный директор Николай Александрович Руссу – это папа. Примерно так рассуждали машинисты подведомственного вам дорожно-строительного управления. С ним я общался на улице Широтной, которую, собственно, они и расширяли.

Вы, «Мостострой‑11», образно говоря, бросили спасательный круг предприятиям, которые терпели бедствие: как дорожникам, так и проектировщикам. Этим вы сохранили трудовые коллективы.

– Видите ли, до сего дня проектирование было одной из слабых звеньев нашей отрасли. Многие институты в пору так называемой перестройки вовсе распались, инженеры-проектировщики разбрелись по различным конторкам. Работа с высокой отдачей по силам большому сплоченному коллективу.

– Помню, институт «Тюменьгражданпроект» таскали по судам из-за того, что вовремя не выплачивает зарплату сотрудникам.

– А откуда взять деньги на зарплату, если нет объема работ, нет заказов. Вот и собрали мы людей под одной крышей, все при делах. В нашем холдинге теперь две проектные фирмы: «Тюменьгражданпроект» и «Тюменьдорпроект». Все обеспечены работой. Но первой солидной удачей «Тюменьгражданпроекта» (директор Любовь Филаретовна Колегова, – Ю. М.), считаю проект путепровода через Транссиб в Ишиме. Первоначальный проект был в три раза дороже. Прямой ход – четырехполосное движение – открыли буквально на днях. «Тюменьдорпроект» в настоящее время ведет изыскательские работы по проекту реконструкции участка дороги от Тюмени до Богандинки.

– В Ишиме общественность будоражили несколько жителей трёх, кажется, домов: дескать, шума много от путепровода.

– Мы смонтировали антишумовые экраны. Главное – нас поддержали службы скорой помощи и МЧС: по иному проекту они были не в состоянии в нормативное время добраться до центральных районов города. Человеческая жизнь дороже всего. В день пуска прямого хода в Ишиме состоялся праздник: жители благодарили губернатора, проектировщиков, монтажников. Люди радовались. В частности, и тому, что благоустроили близлежащий пустырь.

У мостостроителей экология всегда во главе угла. Да, чисто технологически приходится убирать деревья. Но мостостроители придерживаются принципа: «Срубил одно дерево – посади десять». –  Ю.М.)

– Николай Александрович, давайте остановимся на последнем объекте, который ваша компания ввела в эксплуатацию на днях. Имею в виду мост через реку Демьянка на участке Уват – Салым федеральной автодороги Р‑404. Трасса сложная, водители именуют ее «дорога смерти». Первоначально говорили, что с приведением магистрали в нормативное состояние можно справиться за 5 лет. Но вот мост уже готов. К работе можно было приступить значительно раньше. Но, увы, автодорога федеральная, а бюджеты местные, что противоречит нынешнему законодательству. Не обошлось без вмешательства президента В. Путина. Сам читал обращение губернатора В. Якушева к главе государства, ведь дорога Р‑404 соединяет область и автономные округа с «большой землей», поэтому, мол, надо увеличить финансирование. Настойчивость Якушева не прошла даром. Федеральные деньги поступили. Чего уж, только мост через Демьянку с подходами в 2,5 километра обошелся в 1 млрд 800 млн рублей.

– Губернатор в своем недавнем выступлении подчеркивал необходимость реализации целой серии инфраструктурных решений, необходимых для «разгрузки» тяжелой дорожно-транспортной ситуации. Что имеется в виду? Надо завершить строительство в областном центре окружной дороги. Здесь мы уже поставили несколько мостов. В настоящее время участвуем в строительстве путепровода через Транссиб в створе улицы Монтажников. Нужен мост через Туру в районе Лесобазы. В Генплане развития Тюмени значатся мосты от ТюмГАСУ на улицу Щербакова. Требует реконструкции путепровод по улице Пермякова. Необходима транспортная развязка на пересечении улиц Мельникайте и Федюнинского. Не обойтись, видимо, без эстакады по улице Профсоюзной. И это далеко не полный перечень.

А мы ведь строим объекты не только в России. Сейчас, например, возводим мост через Иртыш в городе Павлодаре. Он обеспечит непрерывное движение между областным центром и моногородом Аксу – это часть масштабного республиканского проекта по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана: четырехполосный автобан Астана – Павлодар – Усть-Каменогорск, который свяжет центральную часть соседнего государства с ближайшими районами России.

– Мы с вами, Николай Александрович, когда-то говорили, дескать, закон №ФЗ‑94 не очень-то способствует мостостроителям. Но за последние годы в этот закон внесли 26, кажется, поправок. Стало лучше?

– Едва ли лучше. На конкурсах (тендерах) правит бал стоимость услуг (работ, продукции). А то, что хорошо, дешево не бывает.

– Вот на что обратил внимание. Есть такой продукт – ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон). Покрытие из него повышает коэффициент сцепления колес – значит, обеспечивается безопасность движения, повышается устойчивость к морозу и образованию трещин. И вообще увеличивается срок службы покрытия – до 20 лет служит дорога. Но материал на 30–35 процентов дороже традиционных асфальтов типа А и Б. И только ваша компания впервые в Тюменской области при строительстве подъездов к мосту через Иртыш в Ханты-Мансийске применила ЩМА. Не классические дорожники, а мостостроители. Не побоялись. Сумели доказать.

– Доказали: да, дороже, но ведь вдвое увеличивается межремонтный срок – с 8 до 16 лет, так говорят знатоки. Кроме того, слой ЩМА укладывается на 35–40 процентов тоньше, опять-таки экономия.

– Нынче лишь самый ленивый не ругает дорожников и мостостроителей за высокую стоимость объектов. Как-то забывают, что во всем мире мостостроители приходят на строительную площадку, полностью инженерно подготовленную – ничего не надо сносить, переносить. У нас зачастую иная ситуация, а ведь если снесли дом, надо людям жилье предоставить. Вы с этим встречаетесь постоянно. Есть у вас разве что исключительный в этом отношении объект – мост на реке: на одном берегу Тюменская область, на другом – Томская, вот там, поди-ка, сплошь тайга, чистое, в плане фронта работ, место.

– Увы, и там не чисто. Пришлось переносить линию электропередачи, а ещё и нефтепровод. Вот и тянется строительство. Если бы не переносы, мы всё завершили бы два года назад. Но все-таки назначили ввод объекта в строй действующих на 25 октября текущего года.

– Лет пять строила путепровод через Транссиб у «Стрелы» компания «УСК «Мост» (г. Москва), вы бы точно справились быстрее, но я о другом: там снесли 80 жилых домов, проблему, кажется, решили буквально на днях.

Прямой ход по путепроводу через Транссиб по улице Мельникайте в областном центре пустили год назад. Там совсем немного оставалось, но все уперлось в перенос теплосетей. Это мне рассказывали ваши субподрядчики из СУПТР‑10. Согласовать непросто. Теплосети – в Тюмени, вышестоящая организация – в Челябинске, владелец всего, хозяин, – в Финляндии.

Но ещё не было случая, чтобы «Мостострой‑11» не нашел выхода из сложной ситуации. За 39 лет со дня рождения компании построено 2800 различных объектов. Как-то неудобно спрашивать у генерального директора, какой мост ближе к сердцу. Думаю, все, как один, запали в душу. Мне лично очень понравилось фото транспортной развязки на перекрестке улиц Виноградной – Донской в Сочи – олимпийский объект, который сдан в эксплуатацию на три месяца раньше срока. Но, думаю, не обошлось без сложностей. Да и выиграть конкурс на олимпийский объект непросто.

– Имеете в виду мостовой переход на 174‑м километре автодороги М‑27 «Джугба – Сочи»? Да, выиграть конкурс было непросто, потому что таких компаний, как наша, в России не один десяток. Победили – значит, есть ещё порох в пороховницах. А сложности были те же самые: переносили ливневку, линию связи, рынок, АЗС, автохозяйство. На это ушло лишних полтора года.

– В настоящее время ваши подразделения монтируют путепровод под Нарвой. А вот и вовсе уникальный объект: Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге. Первоначальная стоимость проекта 212 миллиардов 700 миллионов рублей. Объект международного сотрудничества: генподрядчиком является итальяно-турецкая компания «Иджа Астальди Идж Ичташ Вхсд Иншаат Аноним Ширкети». Как сотрудничаете? Говорят, представитель фирмы итальянец Лука Папаркони довольно часто бывает в Тюмени.

– Во‑первых, давайте остановимся на объекте, строящемся в рамках государственно-частного партнерства. Такого у нас в новой России еще не случалось. Общая протяженность трассы 46,4 километра. Из них более половина пройдет по эстакаде над водами Финского залива. Фронт инженерных работ таков: два тоннеля, 72 сооружения, в том числе вантовые мосты, рассчитанные для прохода кораблей. Восьмиполосная магистраль должна обеспечить пропуск 100 тысяч автомобилей в сутки при скорости не менее 110 километров в час. Тут много чего надо сделать. Естественно, и «Мостострой‑11» оказался при делах. Мы уже сдали один участок. При его открытии присутствовал Президент В. Путин. Он даже проехал по новой дороге сам за рулем. Остался доволен.

В этих же краях имеем другой фронт работ. Мы уже сдали в эксплуатацию три путепровода на автодороге М‑11 «Нарва» – до границы с Эстонией, отсюда же идет отвод на морской порт Усть-Луга. А с синьором Папаркони мы встречаемся на следующей неделе, речь пойдет о нашем участии в продолжении строительства ЗСД. Думаю, договоримся.

– В этом году отметили 65‑летие «Мостотряда № 36», которым вы, Николай Александрович, командовали 20 лет. Что хочу отметить: предприятие не северное, не сургутское, а чисто наше, тюменское.

– Да, тюменцам это наше подразделение известно давно. Правда, не сразу под титульной вывеской. Приказом МПС от 25 мая 1949 года на базе трех «мостовых» организаций создали восстановительный поезд № 464 с дислокацией в Ростове-на-Дону, точнее, на станции Заречной Северо-Кавказской железной доги. В 1960 году свой бег по Союзу поезд остановил в Тюмени. И лишь лет через 12 после этого получил настоящее имя. Я пришел в мостоотряд в 1989‑м. Он был в плачевном состоянии в плане финансов. Да и материальная база была не на высоте. Мы ведь эту базу затем перенесли из центра города в другое место – теперь она в начале Ялуторовского тракта. Многого тут добились, но ведь знаете, у совершенства нет предела. В начале нашего с вами разговора уже было сказано об открытии новых цехов, поэтому повторяться не станем.

С ветераном-мостостроивцем, прорабом Петром Дружининым, встретились на строящемся объекте – Набережной реки Туры. Вечереет. Скоро тут зажгутся фонари в резных лампадах. Включат подсветку моста Влюбленных. Он тоже построен силами «Мостоотряда‑36» и хотя недостроен, и пока без имени в паспорте, давно вошел в категорию городских чудес. А ещё в Тюмени есть площадь Согласия с её знаменитым фонтаном, Дворец бракосочетания, Мемориал Памяти, часовня Благоверного князя Дмитрия Донского. Это уже для многих глубокая история. А сегодня коллектив строит стратегически важные объекты во многих городах страны: весь Тюменский Север, Москва, Санкт-Петербург, Пермь...

Автор: Юрий МАШИНОВ