Наш путь в маленькую деревеньку Полое лежал по заснеженной дороге, мимо полей, где совсем недавно колосилась пшеница, и покрытых серебром деревьев... Когда-то жизнь здесь, вдали от центральной усадьбы, бурлила - по-другому и не скажешь. Она и сейчас, конечно же, продолжается, но уже в более умеренном темпе. После распада совхоза, многие семьи, в основном - молодёжь, в поисках работы или устройства личного счастья, разъехались по городам, остались люди среднего возраста, да пенсионеры…
Вот и нужный дом №8, где живёт моя героиня Е.С. Костенко, проработавшая сорок лет в животноводстве, и уже год на заслуженном отдыхе, но до сих пор Екатерина Селивёрстовна частенько выручает бывших коллег из СПК «Полое»…
Вхожу в дом, и меня встречает хозяйка – улыбчивая, доброжелательная, как будто мы с ней давно знакомы…
Родом Екатерина Селивёрстовна из д. Сухая – это в противоположной стороне от д. Полое. Первое, что спросила – каким ветром её сюда-то занесло?..
-В то время доярок не хватало, поэтому на общем собрании решили направить на подмогу молодых девчат, - отвечает моя героиня. - Мне тогда было 16 лет. С тех пор отсюда - никуда...
Трудовая деятельность Екатерины Селивёрстовны началась в совхозе «Южно-Дубровинский» сразу после окончания восьми классов. У неё была своя группа коров. Молодая доярка работала нисколько не хуже, а то и лучше своих взрослых напарниц.
-Не захотела дальше учиться, вот и пошла на ферму, - рассказывает она. – А может потому, что горела огромным желанием помочь маме, которая одна воспитывала десятерых детей (я же четвёртая из того списка). Мы очень дружно жили, маме во всём помогали – каждый знал свои обязанности. Мальчишки всё больше в стайке, а девчонки – по дому. До школы надо было подоить двух коров, сварить, накормить всех завтраком и успеть вымыть посуду. Это повторялось в обед и вечером. А летом все побегут в кино, а мне, как дежурной, следует дождаться коров, подоить их, ужин приготовить. Это сейчас газ, электроплиты, а тогда русская печка, которую нужно растопить, а потом ухватом большой чугунок поставить... А нам 12-13 лет, да вдруг ещё заторопишься и опрокинешь его... Ревёшь... и снова картошку чистишь – на 12 человек-то не так быстро получается. Пока возишься и печь протопится… Вот и решила хотя бы саму себя обеспечивать. С нами тогда жила бабушка, и пока была в силах, тоже оказывала помощь, а как только слегла - мы и над ней взяли опеку. Одиннадцать лет на руках носили… Мама, Елена Сергеевна, дояркой работала, и вдобавок ещё кочегарила, грела воду для трактористов. Тогда не было угля, дрова привозили хлыстами - как хочешь, так и топи. Мама встаёт в 4 утра и нас будит, чтобы помогли напилить и в топку забросить. Порой навзрыд ревёт: «Ребятишки... Да сколько же я вас ещё буду мучить?» Она очень переживала. А нам ничего другого не оставалось делать, как только быть рядом и поддерживать.
-Почему мама одна вас воспитывала?
-Отца не стало, когда старшему брату было 13 лет, - продолжает Екатерина Селивёрстовна. – Сразу после похорон приехали к нам важные люди из райцентра, чтобы оказать многодетной семье помощь. Они и предложили маме отдать часть детей в детский дом... «Спасибо, конечно, - ответила Елена Сергеевна. – Но, думала, что поможете материально или чем-то ещё. Скажите - а каких мне сдать: старших, которые помогают, или младших, что сами нуждаются в опеке и не понимают, куда их отправляют? Нет уж, будем как-нибудь сами…» Вот мы и росли… Сейчас, как посмотришь передачу «Жди меня», слёзы на глаза наворачиваются - ведь и нас могли распределить по разным детским домам. И где бы потом искали друг друга? А мамочка нас всех сохранила. Добрым, хорошим и светлым была человеком. Её очень любили, в последний путь всей деревней провожали, гроб на руках несли…
Моя героиня всегда с трепетом относится к пожилым людям, проявляет заботу о тех, кто остался совсем один. То баньку для них истопит, то чайком напоит, поговорит по душам...
-По-другому не могу, - говорит Екатерина Селивёрстовна. – Мне не жалко кусок хлеба, чашку чая. У нас всегда в доме народ. Хочется отдать немного добра, частичку тепла тем, кому их недостаёт. Так нас воспитали… А в 17 лет вышла замуж, о чём, правда, ни разу не пожалела. Муж мой Виктор Петрович был непьющим, трудолюбивым. Чем взял? Вроде и неказистый, маленький, худенький, а прикипела душа к нему - и всё тут. Раз, другой встретились, поговорили, вместе погуляли, и он предложил стать его женой. Я ему и говорю – ты чего, Витя, только неделю знакомы… Но через три месяца всё равно приехал свататься… Двух дочек родили. Жаль, только, что он рано из жизни ушёл – десятый год без него…
Екатерина Селивёрстовна никогда не боялась работы, приучала к труду и дочерей, внуков, не отказывалась и от общественных нагрузок. Она и сейчас не оторвана от мира. Дома в одиночестве не сидит – то ездит в гости, то сама принимает, а если надо – помогает на ферме. Летом вместе с подругой ходит в лес за ягодами и грибами.
-Лес – это моя страсть, - признаётся женщина. – В нём отдыхаю и душой, и телом, заряжаюсь энергией на целый год. Унывать не собираюсь – люблю жить! Недавно стала прабабушкой. Я - очень счастливый человек во всём! Всегда буду помнить слова супруга: «Я не любопытный, но хотелось бы посмотреть, что же из наших внуков получится…» Мне довелось это сделать… И вообще - не зря прожила свою жизнь…
Екатерине Селивёрстовне можно позавидовать, ведь самые нежные чувства, отданные детям, внукам, родным и близким людям, возвращаются к ней сторицей. Она просто купается в любви самых дорогих людей, чувствует свою нужность и сопричастность...
Желаем этой замечательной женщине здоровья, чтобы ещё многие годы была окружена такой же заботой и вниманием, как сейчас…