Медиакарта
19:07 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нормальные герои идут в обход

Нормальные герои идут в обход
12:08 | 04 декабря 2014
Источник:

Россия остановила «Южный поток»

Первого декабря президент Владимир Путин побывал в Турции с государственным визитом. Согласно дипломатическому протоколу статус государственного является наивысшим в градации зарубежных визитов и используется не чаще одного-двух раз в год. Такие визиты подразумевают помимо деловых переговоров целый ряд дополнительных протокольных мероприятий и встреч.

Владимира Путина принимали с восточным размахом и роскошью. Прилетев в Анкару, Путин первым делом почтил память самого популярного политика в Турции – основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка.

Глава Российского государства прошел по 150‑метровой аллее Славы к мавзолею. И у подножия мраморного саркофага возложил венок. Затем кортеж Президента России в сопровождении кавалерии подъехал к Аксараю («Белый дворец») – новой резиденции турецкого президента. Первым гостем высшего ранга здесь стал папа римский Франциск, посетивший Турцию за три дня до Владимира Путина. Среди светских лидеров первым в роскошном Аксарае побывал Путин.

В здании, обошедшемся в 600 миллионов долларов, насчитывается более тысячи комнат. По размерам дворец оставил позади и Московский Кремль, и Белый дом, и Версаль. Есть один, но существенный недостаток – внутри самого дворца было лишь чуть теплее, чем снаружи, отмечает «Лента.ru». В Анкаре было всего пять градусов тепла. Российские журналисты шутили, что таким образом турки демонстрировали, насколько сильно они нуждаются в дополнительных объемах российского газа.

Дело в том, что «Газпром» сегодня – крупнейший источник газа для Турции: в прошлом году поставки составили около 27 млрд кубометров примерно в равных долях по двум маршрутам – по «Голубому потоку» через Черное море и по Трансбалканскому газопроводу транзитом через Украину, Молдавию, Румынию и Болгарию. С октября «Газпром», стремясь повысить стоимость реверсных поставок на Украину, ограничил объемы для стран, получающих газ через украинскую ГТС.

Под удар попала и Турция, которая получает по Трансбалканскому газопроводу примерно на треть меньше, чем запрашивает. В случае серьезных холодов такая ситуация может привести к перебоям в снабжении газом западных районов страны. На прошлой неделе в Москву прилетал глава турецкого Минэнерго Танер Йылдыз – эту проблему он обсуждал со своим российским коллегой Александром Новаком и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Ожидалось, что её продолжат обсуждать уже на государственном уровне. И самым важным предметом переговоров по газовой повестке станет прокладка газопровода South Stream по территории Турции. Эта инициатива была обнародована Анкарой полгода назад. А Владимир Путин в конце мая заявил, что «если у нас и дальше будут какие-то проблемы по South Stream, а Брюссель нам постоянно палки в колеса вставляет по этому проекту, мы рассмотрим и другие варианты (прокладки трубы) – через страны, не входящие в ЕС».

И вот теперь, что называется, момент истины – Алексей Миллер, который прибыл в Тегеран на два дня раньше Владимира Путина, успел провести переговоры с Реджепом Тайипом Эрдоганом.

Однако мы отвлеклись. На площади перед резиденцией выстроился почетный караул в голубых мундирах. Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган прошли по ковровой дорожке небесного цвета. Как шутили замерзшие российские журналисты, это был президентский «голубой поток». Пышный церемониал закончился, Путин и Эрдоган отправились на переговоры с глазу на глаз.

Помощник Президента России Юрий Ушаков сообщил, что во время беседы один на один Путин и Эрдоган сконцентрируются на международных проблемах, причем основное внимание уделят Сирии. Взгляды на эти проблемы у них разнятся. Анкара настаивает на смене режима Башара Асада. Москва предлагает восстановить диалог между сирийским руководством и оппозицией, создав для этого переговорную площадку в России. При этом обе стороны обеспокоены усилением радикалов на Ближнем Востоке.

«Единственное, что нам не удалось согласовать, – это пути урегулирования кризиса», – заявил Эрдоган на итоговой пресс-конференции. Прозвучало как шутка, поскольку только это «единственное» и нуждается в согласовании.

Вопрос о том, оставаться ли сирийскому лидеру Башару Асаду у власти, Путин переадресовал сирийскому народу. «Там состоялись выборы, и они показали, что у действующего президента достаточно большая поддержка», – заметил Путин. На что Эрдоган тут же возразил (и чувствовалось, что эта тема действительно не оставляет равнодушным турецкого президента), что выборы были недемократическими. Стало ясно: по Сирии Путин и Эрдоган не договорились.

Зато договорились по другому вопросу – положению родственного туркам крымско-татарского народа в Крыму. Неделю назад с Реджепом Тайипом Эрдоганом встречалась делегация меджлиса во главе с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым, которых Москва лишила права въезда на территорию России. Эрдоган еще в мае обещал «не бросать крымских татар в беде» и просил российского президента защищать их права. На пресс-конференции турецкий президент благодарил Путина за помощь.

Ведущую роль в переговорах заняла торгово‑экономическая тематика. Накануне визита Владимир Путин высоко оценил политику Турции, не присоединившейся к санкциям Запада против РФ, и заявил о намерении обсудить в Анкаре «новые ориентиры сотрудничества».

Примечательно, что всего за несколько дней до приезда Путина в Анкару Эрдоган позволил себе довольно громкие антиамериканские заявления, обвинения в адрес Вашингтона прозвучали в ходе его выступления перед группой бизнесменов в Анкаре 26 ноября. Поводом стал состоявшийся визит в страну вице-президента США Джо Байдена, приезд которого международные эксперты расценивали как «попытку договориться», отмечает «КоммерсантЪ».

Обо всем этом говорилось и в кулуарах. Когда встреча идет более трех часов, ожидающим ее окончания есть о чем поговорить.

После завершения двухсторонней встречи Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана состоялось заседание Совета сотрудничества высшего уровня. Это руководящий орган, разрабатывающий как стратегию, так и основные направления развития отношений между двумя странами, координирующий реализацию важнейших проектов политического, торгово‑экономического, гуманитарного сотрудничества. Заседания проходят ежегодно поочередно в РФ и Турции. Нынешнее, пятое по счету, состоялось в рамках государственного визита. А такие визиты, как известно, проходят по инициативе принимающей стороны.

Помимо президентов на встрече присутствовали делегации обеих стран. Российскую сторону представляли глава МИД Сергей Лавров, помощник президента Юрий Ушаков, посол РФ в Турции Андрей Карлов, пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. В российскую делегацию входили также руководитель Минэнерго Александр Новак, министры экономического развития, юстиции, транспорта и труда Андрей Улюкаев, Александр Коновалов, Максим Соколов и Максим Топилин, глава Россотрудничества Константин Косачев, директор ФСВТС Александр Фомин. Кроме того, в составе делегации РФ – глава «Росатома» Сергей Кириенко, руководители «Газпрома» и Сбербанка Алексей Миллер и Герман Греф, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт и президент Татарстана Рустам Минниханов.

Подписано восемь документов. Меморандум о взаимопонимании подписали глава корпорации «Росатом» Сергей Кириенко и министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Речь идет о строительстве АЭС «Аккую» (2012–2020 годы): «Росатом» готов инвестировать $20 млрд в строительство четырех блоков мощностью 1200 МВт каждый. Это первый в мире проект АЭС, которая будет сооружена по схеме «строй – владей – эксплуатируй». То есть и заказчиком, и собственником этой турецкой АЭС будет «Росатом», который реализует проект.

Владимир Путин сообщил о договоренностях по наращиванию инвестиций Турции в РФ: прежде всего в развитие российских высоких технологий и сельского хозяйства. В свою очередь, российские инвестиции будут продвигаться в Турцию. В частности, Сбербанк уже инвестировал $3,6 млрд в 2012 году, став владельцем Denizbank (шестой по размеру активов банк в Турции).

Меморандум о взаимопонимании подписали управляющая компания «Российский фонд прямых инвестиций» и турецкий Renaissance Holding. То есть Турция чихала на европейские санкции. У нее цель противоположная – увеличить втрое товарооборот.

Самой резонансной, как и ожидалось, стала газовая тема. «Турция как никогда нуждается в поставках российского газа», – заявил на итоговой пресс-конференции президент Турции.

«Голубой поток» расширяется на три миллиарда кубометров в год со скидкой цены на 6 процентов, заявил Путин. Турция объявлена стратегическим партнером, и потому получила точно такие же скидки, что получает по «Северному потоку» Германия. А вот Юго-Восточной Европе придется ждать. Россия не может продолжать реализацию проекта «Южный поток», заявил Путин:

– Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока не получим разрешение от Болгарии. Это не соответствует экономическим интересам Европы. Но таков выбор наших европейских друзей.

– Все, проект закрыт, – кратко ответил Алексей Миллер на вопросы журналистов, последовавшие после пресс-конференции президентов. Открыт другой – новый газопровод в Турцию через Черное море объемом 63 миллиарда кубометров в год. Для его строительства будет задействована та же входная точка, что была предусмотрена для «Южного потока» – компрессорная станция «Русская».

При этом Россия потратила на «Южный поток» 4,66 миллиарда долларов. И какая часть из этих затрат может оказаться полезной для нового проекта, господин Миллер не пояснил.

Впрочем, при обсуждении серьезной темы в подобном формате сложно рассчитывать на что-то внятное. К тому же «Газпром» на этом никогда особо не заморачивался, в том числе и в отношении своих акционеров. Но такой уж их удел.

Потери европейских компаний от заморозки проекта составят не менее 2,82 миллиарда евро. Прямые потери европейских компаний могут быть равны 2,5 миллиарда евро. Японские компании лишатся заказа на 320 миллионов евро. Об этом со ссылкой на материалы компании South Stream Transport сообщает ТАСС.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ, Евгений КРАН /рис./