В Тюмени становится все больше «счастливых» обладателей дорогостоящей бытовой техники. Накануне Нового года активизировались продавцы этих чудо-товаров.
На уловки грамотных консультантов попадаются в основном пожилые тюменцы. После тщательной «обработки» потенциальных покупателей жизнь без этой техники кажется уже просто невозможной, и тюменцы подписываются даже на кредиты. Вариантов не платить их потом просто нет.
Просто зашли
В такую ловушку попалась и тюменская пенсионерка Людмила ЮДИНА. Около шести вечера ей позвонили на мобильный. Вежливый мужской голос, назвавший ее по имени-отчеству, стал объяснять, что он, мол, из компании, продающей пароочистители. А приехал с коллегой чистить ковер к знакомой Людмилы Ивановны. Той дома не оказалось. Поэтому молодой человек абсолютно бесплатно предложил почистить ковер в квартире Юдиной. Мол, с нее просто требуются оценка их работы и подпись.
«Чистили ковер они достаточно долго, при этом объясняли схему работы агрегата, я от переизбытка информации как-то «поплыла», – со слезами вспоминает пенсионерка. – И тут они меня, замороченную, стали агитировать купить парогенератор. Сумму назвали баснословную – больше 100 тысяч! Предложили взять кредит, позвонили даже в центральный офис в Москву узнать про скидку для меня. В результате в десять часов вечера, словно под гипнозом, я поехала к ним в офис. Времени на то, чтобы с кем-то посоветоваться, они не давали. Мол, сейчас или никогда. Я сняла деньги с карточки на первоначальный взнос и в офисе подписала документы на кредит...»
Одумалась тюменка утром, стала звонить коммивояжерам, чтобы расторгнуть договор, но в этом ей было отказано. Теперь Юдиной придется ежемесячно в течение трех лет платить более 4 тыс. руб. за пароочиститель, который, по сути, ей и не нужен вовсе.
Слезы к делу не пришьешь
В Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области отмечают: жалобы на подобные случаи поступают регулярно в течение нескольких лет. А в последнее время даже участились. Потребители в своих обращениях указывают на длительные уговоры и психологическое давление со стороны продавцов. Однако к делу это «не пришьешь». «Указанные обстоятельства, согласно действующему законодательству, не являются основанием для расторжения договора купли-продажи, – говорят в региональном управлении ведомства, – и возврату или обмену продаваемая техника, являющаяся технически сложным товаром, не подлежит согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55».
Получается, что это замкнутый круг, и платить все равно придется. Руководитель одной из тюменских служб по защите прав потребителей Олеся САВЧЕНКО не раз в своей практике сталкивалась с такими делами. «До переезда в Тюмень я работала юристом в администрации одного из северных городов нашего региона. Одно время к нам посыпался шквал жалоб на продавцов пылесосов «Кирби». Ситуация очень похожая с нынешней. Только тогда людям мы помочь смогли. Обратились в местную СЭС и, проведя экспертизу, доказали, что уровень шума пылесоса не соответствует норме. С пароочистителями сложнее – они бесшумны, но, возможно, есть, какие-то другие нарушения».
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, специалисты Роспотребнадзора рекомендуют тюменцам ни в коем случае не торопиться с дорогой покупкой, настаивать на том, что решение нужно хорошо обдумать и посоветоваться с родными.
Екатерина САВИНА
Коллаж Натальи НЕКРАСОВОЙ