Медиакарта
1:06 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Свидетели времени

Свидетели времени
13:17 | 17 декабря 2014
Источник:

Новый год как машина времени. Начинаешь наряжать елку – и переносишься в прошлое, ожидая чудес и подарков. А помогают в этом, считают в Галерее традиционных промыслов и ремесел Тюмени, обычные елочные игрушки.

Убедиться в этом можно на выставке, где, помимо елочных украшений, собраны авторские и антикварные куклы.

Истории на елке

Елочные игрушки, которые можно увидеть на выставке, по словам куратора Людмилы ШАТОХИНОЙ, собраны благодаря энтузиазму сотрудников и, по сути, являются частью их личной коллекции. Вместе они ненавязчиво рассказывают историю страны – от достижений промышленности до предпочтений первого секретаря ЦК КПСС. Например, появился фольгированный картон, и в 40-е годы XX века из него начали штамповать игрушки. Таких попугаев, белочек и звезд с серпом и молотом выпускали вплоть до 1980-х годов. Для этого два кусочка картона с выпуклым рисунком склеивали, покрывали фольгой и с помощью распылителя раскрашивали порошковыми красками.

После выхода в 1936 г. фильма «Цирк» с Любовью Орловой в моду вошли игрушки, изображающие цирковых артистов и зверей. В 1937 г. в честь рекордного по продолжительности полета дирижабля «СССР-В6» (130 часов непрерывного пребывания в воздухе) появились игрушки-дирижабли. Освоение Арктики, полет в космос – все, что когда-то тревожило и будоражило умы, становилось очередным сюжетом для елочной игрушки.

При Никите Сергеевиче Хрущеве в ход пошла сельскохозяйственная тематика – елки стали украшать игрушки в виде помидоров, груш, огурцов и, само собой, царицы полей – кукурузы. Выполненные из ваты и папье-маше, некоторые смотрятся довольно натурально. В той же технике сделан еще один экспонат – подставочный Дед Мороз, увидевший свет в 50-е годы прошлого века. Еще старше игрушки на прищепках, о существовании которых сегодня многие даже не подозревают.

А вот игрушки из ваты получили вторую жизнь. Работы Олеси Пелевиной, которые тоже можно увидеть на выставке, сделаны едва ли не месяц назад, но выглядят при этом точь-в-точь как советские.

Прошла сквозь огонь

По соседству с елочными – авторские игрушки Вероники Шакуровой и Ирины Бадьяновой, плюшевые медведи и коллекции миниатюрных, но при этом вполне рабочих швейных машинок. Но совершенно особое место занимают антикварные немецкие и французские куклы художника-реставратора Галины ШУЛЬГИНОЙ. «В 2008 году я была на выставке в Роттердаме, – рассказывает она, – и случайно зашла в павильон антикварной куклы. Это какая-то магия – в жизни не видела ничего подобного, я как будто открыла для себя новый мир. Поэтому, вернувшись домой, сначала занялась реставрацией, а потом перешла на репликанты. И сегодня меня не очень интересует то, что происходит за окном. Я, как фанат, жду утра, чтобы сесть за работу».

Изготовление одной куклы требует огромного труда и занимает в среднем 2-3 месяца. Все – от литья фарфора до пошива костюма – Галина делает сама.

Причем при изготовлении копий она придерживается жестких правил – образ куклы и фасон ее платья строго соответствуют определенной эпохе. А потому по куклам Шульгиной можно учить историю. Для еще большей реалистичности ткани исключительно натуральные. К примеру, тафта. Она хорошо держит складку, но за один только метр придется отдать 1800 рублей. Для нижнего белья используется батист. Парики натуральные, а обувь кожаная. Кружево закупается партиями на антикварных выставках и обходится в 60-70 тыс. рублей.

Кстати, в России, в отличие от Запада, производством кукол-репликантов практически не занимаются. Так что Галина Шульгина со своей невероятной коллекцией скорее исключение. «За каждой куклой – история, – говорит она. – Начинаешь о них читать и столько всего узнаешь – целый мир! Для меня это движение вперед, я не могу стоять на одном месте!».

О том, что мастер и в самом деле не стоит на месте, говорят и ее планы – наладить производство кукол-репликантов, способных двигаться, – автоматонов. Они, как и раньше, будут заводиться от ключа, правда, на этот раз при помощи современных механизмов. И, возможно, так же, как когда-то, принесут в чей-то дом радость удивления и открытия.

КСТАТИ

Выставка «Новогоднее настроение» в Центре прикладного творчества и ремесел (ул. Орджоникидзе, 47) продлится до 31 января 2015 года.

СПРАВКА

В 1935 г. за три дня до Нового года в газете «Правда» вышла заметка Павла Постышева «Давайте организуем детям хорошую елку». Таким образом был снят запрет на празднование, действовавший с 1928 г. После этого был налажен выпуск елочных игрушек.

Ульяна ПЛЮСНИНА

Фото из архива Центра прикладного творчества и ремесел