Медиакарта
12:32 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Солдат всегда солдат

Солдат всегда солдат
13:56 | 13 сентября 2010
Источник: Наша жизнь

Восхищаюсь теми людьми, которые стараются сохранить память о своих земляках, ищут сведения о них и делают записи.
Решил подробнее узнать о тех, с кем раньше жил и работал, житель Новоселезнёво Михаил Леонидович Менщиков. Как-то, перебирая в памяти фамилии своих коллег-мужчин и односельчан, он сделал для себя такое открытие: большинство из них были танкистами. А к танкистам Михаил Леонидович относится с трепетом, поскольку считает, что это люди особой закалки, да и сам он из их числа.

Стал М.Л. Менщиков собирать сведения об этих людях, встретился с родственниками каждого из них, добился встречи с журналистом (автором этим строк), и вот какой получился рассказ.

Начало этой послевоенной истории, считает Михаил Леонидович, положил известный в нашем районе человек Пётр Иванович Ратушняк – личность неординарная, колоритная. Он прожил долгую, наполненную яркими событиями жизнь. Я и сама поразилась некоторыми фактами из его биографии, хотя вроде бы и была о нём наслышана. Оказывается, Пётр Иванович в тридцатые годы прошлого века, в период службы в армии, принимал участие в ликвидации банд басмачей. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл добровольцем на фронт. Будучи комиссаром батальона, участвовал в боях под Москвой, а впоследствии командовал танковой ротой. Воевал на Курской дуге, был контужен, горел в подбитом танке. Трудовых побед добился, работая директором Казанской МТС (машинно-тракторной станции).

Когда он вернулся с фронта в ставший ему родным Казанский район, то понял, что надо засучивать рукава и браться за восстановление разваленного хозяйства, стал подбирать для этого себе команду. Он по фронтовому опыту знал, что танкисты – люди надёжные, крепкие, не боящиеся трудностей, и начал разыскивать их по району. Видимо, многих он смог сагитировать. Так и создался коллектив МТС, хотя, она существовала ещё до войны. У станции была своя техника, которая работала на колхозных и сов-хозных полях. Потом всю технику передали сельхозпредприятиям, и тогда МТС стала РТС (ремонтно-техническая станция). Рабочие ремонтировали тракторы и другие машины, делали всё качественно, на совесть. Основная нагрузка на ремонтников приходилась на зимние месяцы. Но трудились все ударно. В день выпускали по одному, а то и по два обновлённых трактора. На базе МТС была организована мелиоративная бригада, которая осваивала целинные и залежные земли. За три года (1954–1957) по зоне Казанской МТС были введены в севооборот свыше 10 тысяч гектаров земель.

За выдающиеся достижения в освоении целинных и залежных земель указом Президиума Верховного Совета СССР Петру Ивановичу Ратушняку было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». Многие механизаторы, бригадиры тракторных отрядов, участковые механики, рабочие были отмечены высокими правительственными наградами.

Но эмтээсовцы не только ударно работали, они и в быту были неординарными людьми. Устроившись на работу в МТС, они задумались о том, как и где будут жить их семьи, и стали строить дома. Заготавливали лес, рубили срубы, вместе, бригадой, ставили дома, а уж достраивал свою квартиру каждый сам. Так появилась в Новоселезнёво улица Садовая, а потом и целый посёлок, называемый в народе посёлок РТС.

Мой собеседник Михаил Леонидович Менщиков был в те годы мальчишкой. Но он хорошо помнит те новостройки. Он восхищался работой умелых рук, отношением людей друг к другу, их бескорыстием, самоотверженностью, работоспособностью, взаимопомощью и взаимовыручкой.

Биографию каждого ему воссоздать было бы не под силу, но основные этапы их жизненного пути он определил и попросил меня назвать своих односельчан поимённо. Об их коллективной работе рассказано выше. А вот о том, кем каждый был во время войны, стоит вспомнить.

В нынешний юбилейный год много писали о живых свидетелях тех страшных событий 1941–45 годов. Но ведь те, кто не дожил до 65-летнего Дня Победы, тоже достоин славы, памяти и хотя бы небольшого упоминания о них. Михаил Леонидович мысленно шёл от дома к дому по улице Садовой и перечислял их хозяев. И вот такой получился список.

Иван Егорович Игнатьев. Механик-водитель танка Т-34.

Пётр Евдокимович Неживов. Водитель артиллерийского тягача.

Иван Васильевич Гумённых. Танкист, механик-водитель.

Николай Платонович Медведев. Воевал вначале на бензиновых танках БТ-7, затем – на Т-34. Не единожды горел в танке.

Иван Тихонович Хевролин. Воевал в составе ремонтно-танкового батальона на Первом Белорусском фронте.

Александр Егорович Первухин. Командир миномётного расчёта.

Афанасий Иванович Пеганов. Водитель «Катюши». Сдерживал наступление немцев на Ленинград.

Семён Никитич Цуканов. Воевал на Карельском фронте в артиллерии. Был ранен снайпером разрывной пулей в руку. Иван Семёнович Ташланов. Артиллерист. Был в плену. Бежал.

Алексей Иванович Белов. Воевал на Западном фронте на «Студебеккере», подвозил снаряды к тяжёлым гаубицам. Леонид Дмитриевич Менщиков. Командир пулемётного расчёта.

Пётр Данилович Ржавин. Водитель гаубичного тягача. Принимал участие в Курской битве.

Иван Анисимович Герасимов. Служил на Северном флоте водолазом.

Андрей Феоктистович Огнёв. Воевал, попал в плен.

Трофим Степанович Ренёв. Пулемётчик. Воевал на Втором Белорусском фронте.

Главным инженером МТС тогда работал Серафим Яковлевич Сосульников. Он окончил автодорожный институт и служил в Кремлёвском гараже. После развенчания культа личности Сталина был направлен в Казанскую МТС. Продолжил дело П.И. Ратушняка также ветеран Великой Отечественной войны Григорий Иванович Бытов, который с 1977 по 1985 годы работал директором теперь уже Казанской сельхозтехники. Он расширил производство, укрепил материальную базу предприятия, построил целые улицы жилых домов. Но это уже другая история, о которой также стоит написать.

Хочется только напомнить один случай из директорской практики Григория Ивановича, о котором мне рассказывал отец. Как-то в сельхозтехнику приехал депутат Верховного Совета РСФСР от нашего округа министр культуры Юрий Серафимович Мелентьев. Он поразился размаху и техническому обеспечению предприятия.

– Да здесь танки можно ремонтировать! – воскликнул он.

– Скажете, и танки, и самолёты будем ремонтировать, – ответил Г.И. Бытов.

Нина РОСТОВЩИКОВА
Фото из архива Казанского краеведческого музея