Медиакарта
22:08 | 6 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Готовы к любым ситуациям

09:11 | 22 декабря 2014
Источник: Трудовое знамя

С какими результатами Новоандреевское хлебоприёмное предприятие подошло к завершению нынешнего сельскохозяйственного года? Об этом мы беседуем с его руководителем Е.Н.Крапивиным.

– Евгений Николаевич, каким оказался нынешний год?

– Как и для всех сельхозтоваропроизводителей, для хлебоприёмного предприятия он тоже был очень сложным. Из-за холодной весны вегетационный период затянулся, созревание произошло позже, и потому уборка зерновых культур сдвинулась почти на месяц, а некоторых из них и на полтора. Зерно шло с очень большим процентом влажности. Сушка замедлялась, так как по ГОСТу положено доводить до тринадцати процентов, для того чтобы зерно правильно хранилось. А приходило оно к нам с влажностью до 35 процентов.

Представляете, с каждых ста тонн зерна нужно было убрать до двадцати с лишним тонн влаги!

– Доработка зерна была очень большой?

– Да. Производственные мощности работали на пределе. В физическом весе у нас принято около десяти тысяч тонн. Мощность предприятия позволяет принять ещё шесть-семь тысяч тонн. Все, кто мог привезти зерно для сушки к нам, привезли. У многих оно оставалось не убранным. Доставляли урожай уже после снегопада, то есть наполовину со снегом.

Сушка происходила тяжело. Процесс ухудшался неблагоприятными погодными условиями. Если сезон начинается в конце августа – начале сентября и уже завершается в середине октября, то положительные температуры окружающей среды благотворно влияют на сушку. А минусовые температуры воздуха увеличивают затратную часть на неё.

– Это сказалось на качестве зерна?

– Всё зерно мы доводили до положенных по ГОСТу позиций. К сожалению, в этом году не было продовольственной пшеницы: повлияли очень плохие погодные условия, позднее созревание, клейковины не было. Только фуражное зерно. У нас в основном это овёс и пшеница. После определённой доработки овёс шёл на продовольственные цели. Несколько партий уже были отправлены.

– Значит, к реализации урожая приступили?

– Реализация началась вот только сейчас. Доработка заняла месяц-полтора. В настоящее время цена на зерно достаточно хорошая, по сравнению с прошлым годом в полтора раза выше. Сельхозтоваропроизводители то зерно, которое наше предприятие довело им до гостовских позиций, начинают реализовывать. По мере увеличения цен на зерно, по мере потребности каждого хозяйства в денежных средствах идёт реализация.

– Евгений Николаевич, с Вашим опытом работы можете сказать, бывали ли прежде такие ситуации, чтобы предприятие дорабатывало урожай наполовину со снегом?

– Нет. Помню год, когда овёс убирали после снегопада, но он сошёл и всё. А такого большого процента влаги в зерне не было. К нам из Казанского, Ишимского районов везли зерно, где до 40 процентов влажности доходило. Производственные мощности других хлебоприёмных предприятий, видимо, не позволяют большие объёмы такого влажного зерна пропустить. А если объём накапливается, то происходит ухудшение его качества: во влажном зерне начинаются физиологические процессы, оно дышит, идёт самовозгорание. Чтобы снизить этот риск, приходилось принимать меньшие объёмы зерна для того, чтобы довести его до нужных позиций.

Соответственно, это сказалось на ценовой политике. Мы объяснили руководителям хозяйств, что сушка будет дороже. Для того, чтобы прогреть зерно, нужно до 180 градусов поднять температуру. Разница есть, если плюс 20 и минус 15? Уже на 20-30 процентов увеличивается затратная часть, чтобы нагреть зерно, просушить, убрать эту влажность. Считаю, что товаропроизводители при этом ничего не потеряли. Хуже было бы, если урожай остался вообще не убранным. Нынешняя цена хорошая. Она покрывает всю затратную часть, хозяйства не должны оказаться в худшей экономической ситуации после сушки зерна.

Фото Алексея Лаврова

Автор: Беседу вела Анастасия ГАЦАЕВА