Медиакарта
19:02 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Столичный» - территория устойчивого развития

«Столичный» - территория устойчивого развития
17:47 | 22 декабря 2014
Источник: Красное знамя

Основные результаты экономического развития «столичного» в 2014 году мы обсудили с заместителем Главы администрации Тюменского района, кандидатом экономических наук Виталием Беспаловым. Он убеждён – Тюменскому району есть чем гордиться, известно и в каком направлении развиваться дальше. Наш диалог мы и предлагаем вниманию читателей.

- Виталий Валентинович, как в общем вы можете оценить состояние экономики Тюменского района? Какие из отраслей обладают максимальной динамикой развития, и с чем это связано?

  • Подводя предварительные итоги 2014 года, стоит отметить устойчивое развитие экономики района. Запас прочности, накопленный за последние годы, позволяет сохранять достигнутые результаты.

Наиболее динамично развивающиеся отрасли – промышленное производство и агропромышленный комплекс. За 10 месяцев объём промышленного производства сохранился на уровне прошлого года, индекс промышленного производства составил 100%. Несмотря на неблагоприятные внешнеэкономические факторы, Тюменский район сохраняет лидирующие позиции по объёму промышленного производства и занимает второе место среди районов юга Тюменской области. В настоящее время экономическая прочность района складывается, прежде всего, благодаря многоотраслевой структуре обрабатывающего производства, на долю которого приходится более 90 % производимой продукции.

В большинстве видов деятельности обрабатывающего сектора зафиксирована положительная динамика выпуска продукции. Наиболее значительный рост в 10-14% отмечен в производстве нефтепродуктов, производстве пищевых продуктов и в производстве строительной продукции, такой как кирпич, керамзитоблоки, железобетонные изделия и т.д. Удерживаем мы позиции лидерства и в сфере АПК. На долю района приходится около 20% всей производимой сельскохозяйственной продукции в области. За 9 месяцев года наблюдался рост производства скота и птицы на убой на 5,6% к уровню прошлого года, молока на 2,4%, яйца на 3,1%. Немалую роль в динамике роста играют меры государственной поддержки, стимулирующие товаропроизводителей на создание принципиально новой технологической и технической базы. В текущем году сельскохозяйственным предприятиям на развитие производства направлено более 250 млн руб. из бюджетов всех уровней.

Немаловажный фактор устойчивого развития экономики – развитие малого и среднего предпринимательства. По сравнению с началом года число субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 3%. В новом году с началом реализации мероприятий программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменском муниципальном районе на 2015-2017 годы» мы ожидаем значительное усиление этой тенденции.

В отраслевой структуре субъектов малого бизнеса основная доля принадлежит розничной торговле. За 9 месяцев текущего года рост объёма продаж в этой сфере составил 8,7%. Ещё один положительный результат – развитая сеть объектов потребительского рынка, обеспечивающая жителей района необходимыми продуктами питания.

В целом экономика района устойчива к внешнеэкономическим негативным факторам. Финансовое положение можно охарактеризовать как стабильное. За 11 месяцев в консолидированный бюджет района поступило 1,3 млрд рублей, что в 1,4 раза выше аналогичного периода 2013 года.

- Бюджет района на 2015 год существенно увеличен. Какая его часть будет направлена на развитие экономики и поддержку предпринимателей?

По сравнению с первоначально утвержденным бюджетом нынешнего года, бюджет на начало 2015 года будет увеличен практически на 30%. Несмотря на финансовую нестабильность за пределами Тюменского региона, мы постарались сбалансировать бюджет таким образом, чтобы избежать дефицита и не оставить без внимания финансирование таких сфер, как образование – 64% от общего объёма расходов, дорожное хозяйство – 13%, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, физическая культура и спорт, социальная политика.

Ключевым направлением бюджетной политики в области расходов в новом году являются сохранение социальной направленности бюджета и продолжение курса на повышение эффективности расходования бюджетных ресурсов. Бюджет района в буквальном смысле является «программным», так как 95,4% расходов планируется проводить в рамках муниципальных программ, а каждый рубль будет нацелен на конечный результат.

Мы стремимся поднимать престиж села и считаем, что жители наших деревень не должны ощущать каких-либо неудобств, живя вдали от развитой инфраструктуры города. Именно поэтому солидные бюджетные средства в новом году мы направляем на строительство спортивных площадок и их оснащение, капитальный ремонт и оборудование образовательных учреждений, создание централизованной библиотечной системы, строительство и ремонт дорог.

- Насколько Тюменский район является инвестиционно привлекательным? Куда направлен основной интерес инвесторов?

  • За 9 месяцев текущего года объём инвестиций в основной капитал по району составил 2,3 млрд руб. Предприятия реального сектора экономики сталкиваются с дефицитом собственных инвестиционных ресурсов, с ростом издержек и разрывом между уровнем доходности бизнеса и процентными ставками, которые сегодня коммерческие банки предлагают по кредитам. Несмотря на это, «столичный» район продолжает оставаться привлекательной территорией для вложения инвестиций и ведения бизнеса, являясь лидером среди других районов области по уровню и качеству жизни населения, безопасности, деловой и инвестиционной активности.

Наши конкурентные преимущества: высокая концентрация человеческого и интеллектуального капитала, выгодное транспортно-географическое расположение, наличие крупных природных массивов, крупных и малых рек, озёр и запасов полезных ископаемых, присутствие крупных предприятий обрабатывающей отрасли, высокая вовлечённость в экономику региона по производству отдельных видов продукции, а также сравнительно высокая деловая активность малых и средних предприятий. Особый интерес инвесторы проявляют к созданию новых производств и развитию придорожного сервиса. Популярной отраслью является производство строительных материалов, среди которых можно выделить производство древесно-полимерного композита, стеклопластиковой арматуры, керамзитоблоков и др.

На 2015 год запланировано начало создания индустриальных парков в Богандинском и Боровском МО, чьи территории уже оснащены необходимыми коммуникациями. Здесь впоследствии и появятся серии новых промышленных производств.

- Наиболее крупные инвестиционные проекты прошедшего и будущего года? Каков их ожидаемый экономический эффект?

  • К наиболее крупным инвестиционным проектам 2014 года можно отнести строительство распределительного центра – складского комплекса по отгрузке товаров от предприятий-производителей и распределению их более мелкими партиями заказчикам с созданием более 150 рабочих мест и общим объёмом инвестиций более 1 млрд рублей и строительство репродуктора для выращивания цыплят на «Тюменском бройлере» с общим объёмом инвестиций свыше 1,5 млрд рублей, что позволит создать около 100 рабочих мест. В настоящее время оба проекта находятся на стадии оформления земельных участков, начало строительства запланировано на 2016 год.

Среди проектов 2015 года стоит отметить строительство завода ООО «Эм Си Баухеми» по производству сухих строительных смесей и добавок в бетоны проектной мощностью 30 тыс. тонн в год. Численность работников – свыше 30 человек. Общий объём инвестиций – более 500 млн рублей. В настоящее время ведутся пуско-наладочные работы. Проект по строительству тепличного комбината ОАО «ТюменьАгро». Общая сумма инвестиций – более 2 млрд рублей с количеством рабочих мест – 160 человек. Здесь уже начали выращивать огурцы, скоро к ним добавятся помидоры и салатная продукция. Производственная мощность комбината – 9 тыс. тонн овощей в год. Первый урожай зелёной продукции будет получен в январе следующего года.

- Не считаете ли вы, что развитие малого и среднего бизнеса в районе носит скачкообразный характер? Что можно сделать для более уверенного развития предпринимательства?

  • На сегодняшний день мы отмечаем увеличение оборота малых предприятий, численности сотрудников, уровня оплаты труда. Как я уже говорил, для этого года характерен и рост числа субъектов малого и среднего бизнеса. Спад количества субъектов предпринимательства на 11% был характерен для 2012-2013 гг. Основная причина – увеличение размеров взносов в Пенсионный фонд. Часть предпринимателей подали документы на добровольную ликвидацию.

Начинающим и более опытным владельцам своего бизнеса мы готовы оказывать консультационную, информационную и методическую поддержку по всем вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, включая информационную поддержку через СМИ.

Финансовая поддержка в рамках реализации муниципальной программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменском муниципальном районе на 2015-2017 годы» предусматривает субсидирование части затрат на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда и на приобретение электронной подписи для сдачи отчётности в электронном виде.

- Как вы оцениваете уровень развития торговли в районе? Есть ли в «столичном» населённые пункты без стационарных магазинов? Какие меры предпринимают власти района для обеспечения населения этих территорий товарами повседневного спроса?

  • Торговля является одной из динамично развивающихся отраслей экономики в Тюменском районе. Начиная с 2009 года, оборот розничной торговли характеризуется устойчивыми темпами роста. На протяжении последних 5 лет «столичный» входит в первую десятку области по обороту розничной торговли на душу населения (после городов Тюмени, Тобольска, Ишима, Ялуторовска и Заводоуковска). Однако, в районе имеются удалённые населённые пункты с населением до 100 человек, в которых отсутствует стационарная торговля и существует потребность в обеспечении жителей товарами первой необходимости. Частично проблема решается путём организации выездной торговли. В целях выравнивания условий жизни сельского населения и во исполнение закона Тюменской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» из областного бюджета ежегодно выделяются целевые средства на обеспечение населения этих населённых пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.

- Один из волнующих наших читателей вопросов касается роста цен на продукты питания. Например, значительно выросла в цене гречка. Кто и как осуществляет мониторинг цен на территории района? Какие меры могут быть приняты в отношении предприятий-продавцов, искусственно завышающих цены на продукты и другие товары? Есть ли такие примеры?

  • С августа этого года мы ведём ежедневный мониторинг розничных цен на социально- значимые товары. Всего в перечне 40 наименований товаров основных продуктов питания - крупы, молочные и мясные продукты, хлебобулочные изделия, овощи и фрукты. Ежедневно информацию о своей максимальной и минимальной цене на данные группы товаров предоставляют магазины федеральных и локальных сетей, ряд крупных несетевых магазинов, торговых павильонов и сельскохозяйственный рынок. Данные мониторинга поступают в управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, а затем в Министерство промышленности и торговли РФ для анализа динамики цен и изменения конъюнктуры присутствия товаров на продовольственных рынках.

Уже в ноябре мы увидели резкое увеличение цены на гречневую крупу. В конце ноября она подорожала в магазинах почти в два раза. Во многом резкое повышение цены стало результатом ажиотажного спроса, который, в свою очередь, был спровоцирован сообщениями о неурожае и грядущем дефиците. Данные мониторинга мы направили в управление Федеральной антимонопольной службы. Уверен, что в самое ближайшее время специалисты управления установят подлинные предпосылки скачка цен на гречневую крупу и организуют проверки по соблюдению антимонопольного законодательства.

Для выявления фактов необоснованного повышения стоимости социально значимых продуктов питания на прилавках магазинов, а также завышения цен поставщиками управление антимонопольной службы организовало «горячую линию» по телефону (3452) 50-58-05.

- Виталий Валентинович, спасибо за обстоятельные ответы на вопросы.

  • Всем жителям района в канун новогодних праздников хотел бы пожелать финансовой стабильности и процветания, мудрости и бодрости, хорошего настроения и исполнения всех планов.

Беседовала Татьяна ЮРТИНА.