Уходящий год Тюменская областная Дума завершила принятием значимых решений, касающихся программы «Сотрудничество», статуса депутата регионального парламента, а также собственников жилья в многоквартирных домах.
С опережением плана
На декабрьском заседании тюменские парламентарии заслушали отчёт правительства об исполнении областного бюджета за 9 месяцев 2014 года.
За этот период региональная казна пополнилась на 110 миллиардов 492 миллиона рублей, или 89 процентов к годовому плану. В структуре основных источников доходной части бюджета первое место занимает налог на прибыль организаций (77 процентов от общей суммы), второе — налог на доходы физических лиц (11 процентов), третье — налог на имущество организаций, предприятий и учреждений (4,8 процента).
Если говорить об абсолютных показателях, то поступления налога на прибыль организаций составили 80,5 миллиарда рублей, или 96 процентов к годовому плану, налога на доходы физических лиц — 12 миллиардов рублей, или 70 процентов годового назначения.
Расходы областного бюджета — 84 миллиарда 344 миллиона рублей, или 61 процент уточненного плана. На финансирование социальной сферы направлено более 39 миллиардов рублей, или 46 процентов от общего объема расходной части казны.
Представляя отчёт, председатель комитета по бюджету, налогам и финансам, единоросс Дмитрий Горицкий назвал еще одну ключевую цифру: удельный вес финансирования 36 областных целевых программ в структуре расходов занимает 79 процентов.
«Сотрудничество» требует контроля
В целом уровень исполнения бюджета не вызвал у депутатов особых нареканий. Единственный вопрос, который звучал как при обсуждении отчёта в профильных комитетах, так и на заседании Думы, — о низком освоении средств, выделенных на реализацию мероприятий программы «Сотрудничество».
Вице-спикер, руководитель фракции ЛДПР Владимир Сысоев напомнил о жаркой дискуссии, разгоревшейся месяц назад по поводу выделения 1 миллиарда 470 миллионов рублей в рамках программы «Сотрудничество» на строительство второй очереди набережной в Ханты-Мансийске. Парламентарий попросил начальника главного управления строительства Тюменской области Сергея Шустова разъяснить: заключен ли государственный контракт на строительство второй очереди набережной, и если да, то на какую сумму? Какие объемы обязательств, принятых бюджетом Тюменской области, будут являться переходящими на 2015 год и есть ли документы по третьему этапу строительства этого объекта?
Как сообщил Сергей Шустов, работы по берегоукреплению реки Иртыш ведет подрядная организация «Запсибгидрострой». Стоимость контракта — 2 миллиарда 361 миллион рублей. На сегодняшний день финансирование составляет 1 миллиард 564 миллиона рублей. Объем средств, предусмотренных на текущий год, выбран полностью, остаток сметной стоимости — 796 миллионов рублей. Эти деньги планировалось освоить в 2015 году, но руководство Ханты-Мансийского автономного округа предложило перераспределить 638 миллионов на 2014-й, чтобы закрыть уже выполненный объем работ. Таким образом, переходящие контрактные обязательства на предстоящий год по строительству второй очереди набережной составят 158 миллионов. По следующей очереди никаких документов в главное управление строительства Тюменской области не поступало.
— Для чего же мы тогда закладываем в бюджет области значительно большую, чем требуется, сумму, если отсутствуют документы, подтверждающие необходимость строительства дополнительных объектов на этой набережной?! — возмутился Владимир Сысоев.
Не менее интригующая ситуация и со строительством перинатального центра в Сургуте. Отвечая на вопрос либерал-демократа Михаила Селюкова об актуальности строительства этого объекта, Сергей Шустов проинформировал Думу: проектная документация по перинатальному центру разработана, получено положительное заключение государственной экспертизы. Стоимость проектных работ составляет 40 миллионов рублей, строительно-монтажных работ — 9 миллиардов 784 миллиона рублей. Но на ближайшие три года финансирование не предусмотрено.
— Как в таком случае объяснить тот факт, что сегодня в Югре проходит конкурс по проектированию, строительству и оборудованию Сургутского перинатального центра по системе государственно-частного партнерства стоимостью около 20 миллиардов рублей? — недоумевал парламентарий. — Мне было заявлено представителем правительства Югры: «Проект, который мы по программе «Сотрудничество» делали, нам не интересен, будем перепроектировать». Странно получается: Югра дает заявку на проектирование, мы ее утверждаем, а потом оказывается, что проект округу не нужен, он намерен построить объект стоимостью в два раза дороже. Здесь опять, и это не в первый раз, возникает вопрос об эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на мероприятия программы «Сотрудничество». Я считаю, надо продумать и проработать эффективный механизм взаимодействия с нашими северными коллегами по контролю за расходованием денег, выделяемых на программу.
Владимир Сысоев предложил коллегам дать поручение заместителю Тюменской областной Думы Юрию Холманскому в срок до 1 марта 2015 года во взаимодействии с депутатами Ханты-Мансийского автономного округа — Югры проработать вопрос о возможности перераспределения средств в рамках программы «Сотрудничество» в размере 1 миллиарда 470 миллионов рублей, заложенных на финансирование строительства второй очереди набережной в Ханты-Мансийске, на другие, более социально значимые направления. Кроме того, по мнению Владимира Сысоева, поддержанному членами комитета по экономической политике и природопользованию, необходимо протокольно закрепить рекомендацию, чтобы все депутаты областной Думы во взаимодействии с депутатами Югры и Законодательного Собрания Ямала взяли на себя обязанность контролировать использование бюджетных средств, выделенных в рамках «Сотрудничества» на строительство объектов, находящихся в их избирательных округах.
Согласившись с Владимиром Сысоевым в принципе, председатель комитета по экономической политике и природопользованию, единоросс Инна Лосева тем не менее сочла необходимым уточнить: «Да, мы должны знать, как реализуются проекты, включенные в программу, но мы также должны более активно использовать трибуну парламентов Югры и Ямала. Ведь именно там строятся эти объекты. Выступая здесь, мы просто толчем воду в ступе».
В ходе обсуждения этой темы вновь, как и на ноябрьском заседании Думы, прозвучали сомнения: насколько политически корректны и законодательно выверены предлагаемые инициативы.
В ответ единоросс Николай Барышников напомнил: «Программа «Сотрудничество» является составной частью областного бюджета. Кто отвечает за его формирование, исполнение? Областная власть! У нас есть договор между субъектами. Я считаю, ничего страшного, если мы примем такие поручения».
Голосование показало: аналогичного мнения придерживается большинство депутатов.
Буква закона или повод для волюнтаризма?
Столь же завидное единодушие парламентарии продемонстрировали при рассмотрении поправки в закон о статусе депутата Тюменской областной Думы. Суть её в том, чтобы основанием для досрочного прекращения полномочий депутата стали факты непредставления им сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо недостоверных и (или) неполных сведений.
Этот законопроект был принят в первом чтении еще на апрельском заседании Думы. Поскольку документ вызвал у народных избранников немало вопросов, было решено взять паузу для консультаций и внесения замечаний.
— Пауза затянулась. Замечаний и предложений не поступило, — объяснил причину вынесения законопроекта на второе чтение председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению, единоросс Фуат Сайфитдинов.
— Но мы так и не получили разъяснений, что означает формулировка «заведомо недостоверные или неполные сведения», — возразил Владимир Сысоев. — Сегодня может так случиться, что кредитная организация, в которой кто-то из нас хранит свои деньги, обанкротится. Мы не получим сведений об остатках на наших счетах и не сможем предоставить полную информацию в декларации. Это станет основанием для того, чтобы лишить нас депутатских мандатов?! Нас избирало население, и ему решать, отзывать нас раньше установленного срока или нет!
— Обязанности депутата прописаны в федеральном законе 184, — заявил Михаил Селюков. — Такой формулировки, которую нам предлагают внести, в этом законе нет. Я уже предлагал вообще исключить пункт о том, что непредставление декларации или представление заведомо недостоверных сведений может стать основанием для досрочного прекращения полномочий депутата. Но комитет мою поправку отклонил.
— Это очень опасная норма, — считает единоросс Олег Чемезов. — Она может привести к волюнтаристским решениям. Даже человек, подающий налоговую декларацию, может вносить в нее поправки, дополнения. В крайнем случае, уплатить штраф за неверные сведения. А здесь вносится поправка, руководствуясь которой, комиссия по вопросам депутатской этики и регламентным процедурам может внести предложение лишить депутата мандата. Любой человек может ошибиться, особенно тот, кто ведет бизнес, проводит много сделок. Если есть федеральная норма прямого действия, может, нам не дополнять региональное законодательство такими жесткими формулировками?
По тем же основаниям против поправки выступили единороссы Юрий Елин и Андрей Осадчук,либерал-демократ Сергей Ефимов.
— Предложение коллеги Селюкова имеет право на жизнь, — признал Фуат Сайфитдинов. — В законе 184 прописана обязанность депутата декларировать свои доходы, но непредставление декларации не является основанием для лишения депутата мандата. В то же время такое основание закреплено в законе о противодействии коррупции. Я полагаю, это разногласие должно быть урегулировано на федеральном уровне, поскольку депутат все-таки избирается, а не назначается на государственную должность.
В итоге большинство парламентариев поддержало предложение Михаила Селюкова исключить спорный пункт из закона «О статусе депутата Тюменской областной Думы».
Где взять деньги на капремонт?
Этот вопрос тоже вызвал бурную дискуссию. Депутаты критически восприняли законодательную инициативу членов фракции «Единая Россия» Инны Лосевой, Николая Барышникова, Тамары Белоконь, Геннадия Корепанова, Евгения Макаренко, Сергея Медведева и руководителя фракции «Справедливая Россия» Владимира Пискайкина об установлении четырехмесячного срока, по истечении которого у собственника помещения в многоквартирном доме возникнет обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.
Комментируя поправку в закон «О регулировании жилищных отношений в Тюменской области», Инна Лосева пояснила: «В соответствии со статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капремонт возникает у собственников жилых помещений в многоквартирном доме по истечении 8 месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта РФ, после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Практическая реализация законопроекта обеспечит финансовую возможность начала выполнения работ и оказания услуг по капитальному ремонту».
Руководитель фракции КПРФ Владимир Чертищев, либерал-демократы Глеб Трубин и Михаил Селюков выступили против принятия этой поправки. «Зачем спешить и сокращать установленный Жилищным кодексом срок до четырех месяцев, если в стране и без того сложная финансовая ситуация? — высказывали тревогу депутаты. — Дополнительные расходы населения могут усилить социальную напряженность. Надо отложить принятие закона».
— В большинстве регионов уже собирают деньги на капитальный ремонт, — заявила Инна Лосева. — Мы откладывали принятие закона, чтобы посмотреть, как аналогичные акты работают в других субъектах Федерации. Вспомните, в 2013 году речь шла о нормативе в 13 рублей за квадратный метр. Имея дополнительное время для расчётов, правительство нашло оптимальный вариант. Такой, чтобы и капремонт осуществлялся, и финансовая нагрузка на собственников помещений в многоквартирных домах не оказалась непосильной — 7,5 рубля за квадратный метр. Если мы примем законопроект сейчас, то с весны можно запускать программу, а значит, начинать ремонтные работы. В противном случае ремонт начнётся только следующей зимой.
— Вы предлагаете не принимать законопроект, — взял слово губернатор Тюменской области Владимир Якушев. — Тогда подскажите, где взять средства на капитальный ремонт? Я разделяю вашу тревогу по поводу того, как будет работать система. Но только приняв закон, мы сможем понять, куда двигаться и какие необходимо внести коррективы в эту систему.
О пользе взаимодействия
На декабрьском заседании Тюменская областная Дума приняла еще ряд значимых решений. В частности, о введении пятилетнего ценза осёдлости для граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Парламентарии одобрили законодательные инициативы в Государственную Думу РФ, касающиеся ужесточения ответственности индивидуальных предпринимателей за самовольное возобновление деятельности вопреки решению суда, а также о временном запрете на увеличение налоговой нагрузки для малого бизнеса.
Подводя итоги уходящего года, Владимир Якушев подчеркнул: «Если оценивать взаимодействие правительства и Думы по результатам, которых достиг регион, то, на мой взгляд, мы отработали год на твердую четверку. Ставить «отлично» самим себе было бы некрасиво. Новый год мы с депутатским корпусом встречаем с четким пониманием того, что будем делать в 2015-м».
По словам спикера Думы Сергея Корепанова, среди ближайших основных задач парламента — реализация посланий Президента Российской Федерации и губернатора Тюменской области.
— Нас ждут не самые лучшие времена. Не исключены сложности в исполнении бюджета, непросто идет реформа жилищно-коммунального хозяйства. Нам хотелось бы видеть в вашем лице союзников, — обратился к журналистам Сергей Евгеньевич. — Все депутаты готовы оперативно реагировать на вопросы, которые волнуют наше население. Лучше эти проблемы обсуждать в средствах массовой информации, в коллективах, нежели на площадях.