В прошлую пятницу в вечернее время прошел межведомственный выезд рейдовой бригады. Представители служб системы профилактики посетили ряд семей в деревнях и селах района. Основными задачами данного мероприятия являются охрана жизни и здоровья, защита прав малолетних и несовершеннолетних граждан, проживающих в условиях неблагоприятной семейной обстановки, а также помощь родителям, испытывающим определённые трудности в воспитании своих детей, содействие благополучному разрешению всевозможных семейных конфликтов.
Гостья с севера
Компания в рейд подобралась довольно серьезная. Татьяна Валентиновна Никитина из Управления соцзащиты, психолог Ирина Филипповна Лихачева из Комплексного центра социального обслуживания населения хорошо знают, чем «дышат» их подопечные, не говоря уже об инспекторе подразделения по делам несовершеннолетних Нине Геннадьевне Кузнецовой.
-Сначала заедем к одной семье, проживающей в райцентре, - надо окончательно прояснить ситуацию с подростком, - говорит Татьяна Валентиновна. - Его мать работает и живет на севере, а оставленный под присмотром бабушки паренек, похоже, совсем отбился от рук… Пожилую родственницу не слушает, дома не живет, а значит - не ночует... Но, по имевшимся на сегодняшний день сведениям, родительница объявилась - приехала в Армизон, дабы снова взять сына под своё законное «крыло».
-Да, нужно обязательно выяснить - действительно ли она намерена увезти его с собой в город, - поддержала её Нина Геннадьевна.
Подъехав к нужному дому, быстро выходим из машины и направляемся во двор. Зашли, поздоровались, огляделись – тепло, чисто, тихо… Беседа с матерью и бабушкой подростка протекала вполне благоприятно. Родительница подтвердила – да, она заберёт сына с собой до наступления Нового года, и заверила, что спуску ему там не даст – будет контролировать каждый шаг. Молодая женщина держалась уверенно, изъяснялась толково, прекрасно формулировала свои мысли, делясь соображениями по поводу предстоящих перемен. Хочется верить, что в этой семье всё будет благополучно.
Ленивая мамочка
Далее мы взяли курс на близлежащую к райцентру деревню…
-К нам поступил анонимный звонок, - говорит И.Ф. Лихачёва, - что родители уже несколько дней пьют «горькую», а в семье проживает не совсем здоровая девочка…
…Иной раз, даже не заходя внутрь, от самых ворот видно, что данное место – не самое лучшее пристанище для несовершеннолетних, и тем более - детей-инвалидов.
В небольшом пятистенке, где живет данная семья, картина удручающая. Похоже, здесь нас не ждали – в небольшой прокуренной кухоньке восседали и возлежали гости. Сама хозяйка с дымящимся окурком заторможено перемещалась по тесному пространству и ничуть не смутилась вторжению новых «гостей».
В доме - ужасно. Стены давно не белены, закопченые. На окнах тоже осел слой сажи и пыли - такое впечатление, что они не мылись со времён перестройки… На сером, давно некрашеном полу, - мусор, окурки, смешанные с какими-то крошками и грязью... На засаленной клеёнке стоит тазик с тестом, и к нему приставлена «смотрительница» – судя по всему, посторонняя женщина. В разговор она не вмешивалась, лишь время от времени ревниво поглядывала на квашню. В углу дивана приткнулся ещё один пьяненький гость, который, почему-то подпрыгивая на месте, несколько раз повторил, что у него сегодня «аменины». Тут же, в обнимку с собакой, полулёжа-полусидя бодрствовал сын хозяйки – взрослый детина. Девочки - инвалида в доме не было…
-Она гостит у своей тётки в Армизоне, - отмахнулась мамаша.
–С вами мы давно знакомы, - отчитывают её проверяющие, - но, как видно, никакие уговоры не действуют. Почему в доме посторонние? Почему опять пьянка? Беспорядок?
Но хозяйка спокойна и безмятежна, настроена миролюбиво, не скандалит и не оправдывается. От административного наказания в этот раз её спасло только отсутствие несовершеннолетней дочери-инвалида.
Встретили навеселе
Другой адрес – и похожая история семьи, тоже неблагополучной. Однако родители троих детей так не думают – у них все в виноватых ходят, кроме них самих… Калитка заперта изнутри - стучимся, но безрезультатно. Утопая в снегу, пробрались в палисадник, осторожно побрякали в окно. Занавески зашевелились, за стеклом замелькали детские головки… Вскоре над крыльцом вспыхнул свет, послышались шаги и возня с засовом…
-Сразу предупреждаю, что я сегодня «остограмился», - открывая калитку и окинув цепким взглядом нашу «честную компанию», пробасил мужичина. И хотя никакого конфуза или неловкости не испытывает, чувствуется, что мужик «на взводе», и нам нужно быть готовыми к обострению ситуации. Предчувствие не обмануло – с первой минуты, как мы попали внутрь, хозяин «завёлся»… Да, они с женой выпили бутылочку водочки - что в этом такого?! (Кстати, рейдовикам известно, что будучи в состоянии алкогольного опьянения, он частенько «воспитывает» жену кулаками). А тот факт, что на диване лежит больная дочка с температурой, похоже их нисколько не беспокоит. Мать, тоже находясь «под шофе», затряслась в беззвучном плаче. Глядя на неё, залилась слезами и старшая дочь… Тем временем отец продолжал бушевать, открывал кухонные шкафы и показывал кульки с крупой и макаронами. В соседней, судя по всему, детской комнате, – кавардак: разбросанные вещи, на кроватях и диване никакого намёка на постельное бельё…
-Мы пододеяльники днём снимаем, прячем в шифоньер, а на ночь снова вдёргиваем, - выдал хозяин.
-Покажите, пожалуйста, ваши простыни, наволочки…
Хозяйка открыла дверцу шкафа, что-то начала там перебирать, но постельное бельё так не нашлось.
Проверяющие настояли на госпитализации девочки, но сначала вызвали местного фельдшера, которая осталась дожидаться «Скорую помощь».
…В этот вечер рейдовая бригада встретилась еще с несколькими семьями. Одних увещевали, других предупреждали, третьим советовали, как поступить в сложившейся ситуации, а кому-то был дан очередной шанс на исправление. Представителям служб профилактики придется еще не раз к ним наведаться, чтобы достучаться до сознания. Однако нам всё же удалось побывать и на «островках благополучия» - но и в этих редких случаях дети-подростки были дома совершенно одни…