Медиакарта
5:47 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Строили, строим и будем строить!

Строили, строим и будем строить!
13:10 | 29 декабря 2014
Источник:

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в своем послании заявил: «У нас есть твердая почва под ногами. В области создан прочный комплексный потенциал уверенности в собственных силах. Региональный индекс промышленного производства в последние годы устойчиво находится в диапазоне от 110 до 116 процентов. Примерно такие же темпы показывал Китай, который принято считать примером наиболее бурного роста».

«Подлинная национальная и региональная мобилизация в том, – замечает Якушев, – чтобы жить, твердо держась на собственных ногах, а не в том, чтобы отползать обратно в режим выживания». «Большая тюменская земля, протянувшаяся через полконтинента, от Ишима до острова Белый, – становой хребет России.

Сейчас России нелегко. Что ж, Тюмень готова взять на себя повышенную нагрузку. Тюмень сдюжит». «Мы удержим рост промышленного производства – он будет не менее чем 5‑процентным». «Мы не снизим темпы жилищного строительства».

Напомним, строительный кластер является одним из основных драйверов роста ВРП Тюменской области. В том числе жилищное строительство. Как сообщил на совещании, посвященном итогам года, заместитель губернатора Евгений Заболотный, в области строится в год более одного квадратного метра жилья на человека (в 2013 году – 1,05 кв. м; в 2014‑м – 1,17 кв. м). В текущем году будет более 1589,7 тыс. квадратных метров. Ввод жилья по сравнению с 2013 годом увеличился на 15%.

«В 2015 году планируется сохранить все существующие жилищные программы (по обеспечению ветеранов ВОВ; инвалидов и ветеранов боевых действий; детей-сирот; молодых семей; переселение из аварийного жилья)» и освоить не меньше нынешнего объема.

Спрашивается, за счет чего? Из построенных в 2014 году 1589,7 тыс. кв. метров 574,8 «квадратов» приходится на жилье индивидуальных застройщиков (проще говоря, население). При этом Тюменская домостроительная компания (ТДСК), самый крупный застройщик области, ввела 167 тыс. квадратных метров (16,45%). И в следующем году здесь намерены сохранить свои позиции.

Заместитель генерального директора Петр Щепелин признает, что обстановка на строительном рынке напряженная:

– Как говорит наш начальник, «есть три кита или три слона, которые влияют на себестоимость продукции: стоимость материалов, стоимость теплоэнергоресурсов и оплата труда работников». Хочешь получить качественный бетон, не жалей денег на добавки! А отечественных – нет, а если есть, то плохие. Всё импортное. Далее – зарплата. Если человеку платить по десять тысяч, он будет работать? Не будет! И за пятнадцать не будет, и за двадцать! Почему не будет – понятно. Он тоже хочет достойно жить, у него есть семья – она не должна питаться капустой и картошкой! Детей одевать надо? Надо! А детские вещи (если это не китайский ширпотреб, который приходит в негодность в течение месяца) не дешевле, чем для взрослых. Учить детей нужно? Нужно! И это стоит серьезных денег.

– Перспективу, – замечаю я, – можно видеть, когда у тебя есть работа. А судя по тому, что цены растут, а покупательная способность населения падает, со сбытом жилья возникнут проблемы. Не каждый, кто мог позволить себе купить квартиру в текущем году, сможет сделать это в следующем. Придется основательно биться за себестоимость квадратного метра, а, я так понял, сокращать затраты по этим двум позициям компания не собирается.

– Правильно понял. На тюменском рынке работают десятки крупных и средних компаний. Конкуренция жесточайшая! Ни в одной отрасли народного хозяйства нет такой конкуренции. Но ТДСК – это хорошо сохранившееся советское предприятие. От социализма мы взяли всё хорошее. Первое – плановое хозяйство. Второе – бюджетирование. Третье – забота о человеке. Сокращение затрат за счет снижения зарплат для нас неприемлемо. Тогда чем мы можем управлять? Стоимостью материалов можем? Не можем.

Правда, насчет материалов Щепелин тут же, не без гордости, уточняет, что импортными являются только добавки в пластификаторы, «а песок, щебень, металл и так далее – десятки позиций! – все отечественное». Причем эти позиции лучшего в России качества (иначе не будут работать импортные автоматические линии, едва ли не каждая из них – арматура, проволока в бухтах и т. д. – поставляется за рубеж. Уточнение, полагаю, существенное).

– Затратами за зарплату управлять можем? Можем. Это возможно, – поясняет Щепелин, – за счет автоматизации. Хотя с расширением производства фонд зарплаты, понятно, увеличивается. Остаются теплоэнергоресурсы. Особенно – пар, поскольку на нем держится вся технология!

Петр Щепелин вспоминает известную в промышленных кругах и уже обросшую легендами историю. В общих чертах она выглядит так. В советские годы пар с ТЭЦ‑1 поступал на все заводы ЖБИ, включая ТДСК, и дальше двигался на Тюменский моторный завод. Этот пар использовали и Тюменский камвольно-суконный комбинат (шерсть нужно было пропаривать от жира), и находящийся в створе Одесской – 50 лет Октября массив теплиц. Коммунисты, что бы о них ни говорили, не были идиотами, пар у них не выбрасывался в атмосферу и тепло не утилизировалось в прудах-охладителях. Все было продумано, шло в дело.

С распадом Советского Союза государство самоустранилось от координирующих функций. Наступил дикий капитализм. Промышленность повалилась. «Каждый директор стал жить наособицу и выживать, как может. Причем при случае норовил откусить даже больший кусок, чем мог проглотить»:

– Если ты уступил в чем-то – тебя считают слабым руководителем: типа, согнулся, сломался, на колени упал. Не согнулся – молодец! – Петр Щепелин называет это «комиссарским противостоянием» и напоминает известное изречение испанской революционерки Долорес Ибаррури: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!».

Директорский корпус оказался к новым условиям не готов. В девяностые годы Тюменская домостроительная компания ежегодно отдавала за пар более сотни квартир. И плату год от года всё увеличивали и увеличивали. Где-то в 1995 году тогдашний руководитель тепловых сетей, покупающий у ТЭЦ‑1 энергию «в паре» (так это тогда называлось), запросил с ТДСК 6‑подъездный 9‑этажный дом, 216 квартир (деньги в те времена не котировались, был бартер). И работать стало совершенно невмоготу.

Генеральный директор ТДСК Николай Щепелин поехал разговаривать с главным тепловым начальником: мол, Бога побойся! Начальник отвечает: дескать, труба наша, пар наш, куда вы денетесь! – «Ты меня толкаешь на устройство автономного теплового источника!» – «Тебе его не сделать!» – «Сделаю!».

Николай Щепелин – человек упорный. Подготовили проект. Выбрали место. Заключили договоры поставки котлов и оборудования. Начали строить. А когда на объекте была 95‑процентная готовность, тепловой начальник тайно приехал на площадку, видит: все получается, объект-то на грани завершения. И заволновался: «Они свой пар начнут вырабатывать, а куда я буду свой девать?». Поехал к генеральному директору: дескать, согласен на твое предложение – от той цены, за которую ты у меня пар покупал, делаю 50‑процентную скидку! Тот отвечает: «Нет, ты меня толкнул на строительство – котельная на грани завершения». – «Но ты ее не сдашь!». – «Сдам!».

И сдал. Не без противодействия, конечно. Шутка ли, прямо под боком у ТЭЦ‑1 появилась автономная котельная! Кстати, себестоимость котельной оказалась всего «50 квартир», или, другими словами, котельная окупилась в течение года и начала приносить прибыль. Собственно, это и спасло Тюменскую домостроительную компанию, обеспечив прочный фундамент для развития.

Много позже (и теперь уже на территории предприятия) построили современнейшую котельную (старую, рядом с ТЭЦ‑1, продали). Три немецких котла Viessmann (считаются лучшими в Европе), каждый практически в одиночку способен тянуть сегодняшние потребности ТДСК. В пиковые нагрузки автоматически включается второй котел. Третий в запасе. Зрелище, доложу я вам, впечатляющее.

Летом котельную приезжал смотреть губернатор. Глава региона участвовал в пуске очередных импортных автоматических линий и, насколько я мог понять, увиденным остался весьма доволен: на оборудовании не экономят, китайской начинки под европейскими брендами не увидишь. «Прибыль идет на развитие производства, – отмечал губернатор. – Модернизации уделяется самое пристальное внимание».

Сейчас здесь «отрабатывается итальянский контракт» по монтажу автоматической линии для «заливки паллет», что позволит заливать не только скучные стеновые панели, но и самые причудливые конструкции.

– Форма становится живой! – поясняет Щепелин. – А это открывает перед архитекторами качественно другие возможности.

Разумеется, такие возможности открываются и перед ТДСК, особенно если учесть, что компания застраивает целые микрорайоны.

Для того чтобы запустить новую линию, Совет директоров готов основательно поджать издержки: «Ездишь на служебной машине, и она сломалась – ремонтируй на свои деньги. Или езди на своей – за бензин доплатят» Сокращение издержек зафиксировано в принятом пару недель назад бюджете компании «на 2015 год и плановый период 2015–2018 годов».

Видимо, «советские привычки» и позволили Тюменской домостроительной компании выйти на работу по модели «Готовое жилье» (квартиры строятся до готовности без привлечения кредитных ресурсов у банков и населения).

– Договоры долевого строительства – вчерашний день. Брать у населения деньги под будущую продукцию немножко даже бесстыже, – замечает Щепелин. – Человеку говорят: мол, твоя квартира третья на четвертом этаже, но он не знает, как ты ее построишь. А деньги уже взяли, пользуются ими года полтора-два. А мало ли какая форс-мажорная ситуация – предлагают доплатить. И человек платит, потому что нет выбора!

Правда, ТДСК – едва ли не единственная компания в Тюменской области, работающая по модели «Готовое жилье» (есть как минимум еще одна компания – «Отделочник‑20» или СМП‑280, – которая работает по такой модели, но это средние компании: строят за год-полтора один-два дома, являются заметными игроками на рынке, но «погоду» не делают).

Словом, «сохранить все существующие жилищные программы» и «строить не меньше, чем в 2014 году», Тюменской области будет непросто, но на Тюменскую домостроительную компанию глава региона точно может рассчитывать.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/