С 27 по 29 сентября 2014 года в Никольском кафедральном соборе Ишимской епархии пребывал ковчег с частицей мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, нового чудотворца Русского Зарубежья. Кроме того, 25 сентября его встречали на приходах Ишимской епархии в с. Бердюжье, а 26 сентября – в пос. Голышманово.
Это событие состоялось благодаря миссионерской молодёжно-просветительской программе «Духовная связь», осуществляемой Синодальным отделом по делам молодёжи РПЦ МП. По словам эксперта отдела протоиерея Сергия Домнина, проект «Духовная связь» носит просветительский и миссионерский характер. Во всех пунктах пребывания ковчега и иконы святителя все желающие могли не только поклониться святыням, но и посетить лекции о житии владыки Иоанна. Как отметил благочинный Никольского собора протоиерей Владимир Ашмарин, «на его памяти не было подобного события в Ишиме, которое бы привлекло такое множество богомольцев: нескончаемым, пусть и небольшим, потоком к мощам святого Иоанна Шанхайского тянулись жители Ишима и Приишимья на протяжении всех трёх дней пребывания святыни в Ишиме».
При этом в одном из приглашений было указано, что «величайшая святыня ХХ века впервые посетит наш город». Это не совсем верно. Духовные связи с владыкой Иоанном Ишим обрёл ещё за двадцать лет до этого действительно важного события в жизни новой Ишимской епархии – тогда, когда он стал епархиальным центром в иной иерархической структуре. Раскроем же эти малоизвестные страницы. (О жизни и чудесах самого святителя Иоанна можно узнать из сборника, составленного протоиереем Петром Перекрёстовым: «Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья», издательство Сретенского монастыря)
В июне 1994 года определением Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), окормлявшей ту часть эмиграции, которая не желала признавать власть большевиков не только на своей исторической родине, но и в вопросах вероисповедания, была образована Ишимско-Сибирская епархия в границах всей азиатской части бывшего СССР (приходы на территории Урала, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока). Возглавил её настоятель Ишимского Богоявленского собора епископ Евтихий, рукоположенный во архиерейский сан 24 июля 1994 года и участвовавший в торжествах прославления святителя.
Но имя владыки Иоанна тогда ещё игумен Евтихий узнал за три года до того, приехав по вызову в Нью-Йорк в Синод РПЦЗ, члены которого «желали познакомиться с представителями российского духовенства, обратившимися в их юрисдикцию. Там я получил по телефону из Сан-Франциско от отца Петра Перекрёстова приглашение…
Встретив, отец Пётр повёз меня в собор Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости, где предложил помолиться у гробницы какого-то архиепископа.
– Он что, святой?
– Нет, ещё не прославлен Церковью, но его знает весь православный мир!
– Так и весь?
– Да!
– А я не знаю…
– Неужели в России не знают архиепископа Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского?!
– Ни разу не слыхал…
Я согласился спуститься ко гробнице. И здесь увидел икону на аналое, знакомую с детства, – святителя Иоанна Тобольского. В Ишиме в Никольской церкви стояла точно такая же литография, и дома у нас тоже, только поменьше размером».
После о. Евтихий узнал, что «наш» владыка Иоанн был родственником «их» Иоанна – оба они носили в миру фамилию Максимович, и 30-летний Михаил Максимович был пострижен в монахи с именем Иоанн в честь тобольского святого.
«По местной традиции мы отслужили краткий молебен святителю Иоанну Тобольскому и литию по архиепископу Иоанну у его гроба. И тут мне пришла дерзкая мысль испытать правильность почитания нового праведника. У меня много дней болел зуб, под которым уже образовался флюс, щека начинала опухать. «Ну, если правда святой, то мне поможет!» – с этой мыслью я приложился больной щекой ко гробнице святителя…
Потом было много встреч, бесед, посещений, церковных служб, удивительных людей и удивительных рассказов. Меня просто накрыло «волною морскою» впечатлений, и крутило, и мяло. И лишь мало-помалу почувствовав, что называется, землю под ногами, вдруг осознал, что зуб-то – не болит! И не болел более во всю ту сложнейшую мою первую поездку по Америке.
Уже в Нью-Йорке в Синодальном нижнем храме преп. Сергия пожилая русская эмигрантка рассказывала мне, показывая на место, где это было, историю о прозорливости святителя. Услышав, что владыка Иоанн прибудет в храм, она поспешила увидеть его и попросить за своего отца, омрачённого ожесточённым неверием. Однако по приезду архиерея разволновалась, засмущалась и спряталась за створкой двери. Святитель же, проходя мимо, заглянул туда и, ласково улыбаясь, произнёс несколько ободрительных слов и добавил: «Я помолюсь за твоего папу». И невысказанная вслух просьба была им действительно исполнена: отец женщины вернулся к вере.
Так из рассказов многих очевидцев, среди которых были и сироты, подобранные святителем на улицах китайского Шанхая, у меня складывался образ удивительного святителя, который, кажется, мог управлять временем, – так много он успевал! Конечно, не управлял временем, но очень полно использовал его, время, отпущенное Богом. На фотографиях: босой или в сандалиях на босу ногу, лохматый, со съехавшим набок омофором; на магнитофонных записях: невнятный, «гугнивый» голос… И при этом – столько сделанных добрых дел!
Это говорит о мощной самодисциплине и вдохновенной целеустремлённости. Если по его жизнеописанию составить «Режим дня православного архиерея», то, по-моему, ни один из современников не в силах будет его исполнить…»
Вернувшись же на родину, отец Евтихий, бывший тогда настоятелем Екатерининского храма в с. Шаблыкино Ишимского района, с изумлением обнаружил, что здесь, в сибирской глубинке, давно уже знали и о РПЦЗ, и о владыке Иоанне. «…Когда я пришёл причащать умирающую старушку бабу Ланю (Евлампию), увидел у неё над постелью пожелтевшую от времени открытку с видом собора Божией Матери Всех скорбящих Радости в Сан-Франциско. Оказывается, её муж, ушедший на Вторую мировую, попал в Америку, жил среди русских православных, лично знал святого владыку Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского и писал ей обо всём этом. Вот и «открой Америку» им, деревенским. И у первой старосты Шаблыкинской церкви Марины Ивановны племянник жил за рубежом. Тоже кое о чём мог написать. Недаром советская власть так ревниво относилась ко всем связям с заграницей».
Почитание «иже во святых» владыки Иоанна православными верующими по всему Русскому Зарубежью, многочисленные свидетельства о молитвенной его помощи побудили Архиерейский Собор РПЦЗ вынести 2 мая 1993 года постановление о прославлении архиепископа Иоанна в святительском лике. В ночь с 11 на 12 октября 1993 года состоялось обретение нетленных мощей владыки Иоанна, а 2 июля 1994 года – сам чин его прославления.
В прославлении участвовал и будущий епископ Евтихий. Уже после кончины в 2000 году архиепископа Антония Сан-Францисского и Западно-Американского, главного вдохновителя прославления святителя Иоанна, епископу Евтихию довелось на квартире почившего архиерея разбирать сложенное в большой ящик облачение, в котором хоронили владыку Иоанна и в котором были обретены его мощи. Ткань (в отличие от мощей святителя) значительно истлела и позеленела ввиду того, что «медная нить (канитель), используемая для отделки облачения, вступив в реакцию с маслом (елеем), которым, согласно чину погребения, обильно полили тело почившего архиерея, окислилась и стала источником резкого «химического» запаха. Мне пришлось уцелевшие фрагменты простирывать, прополаскивать… Всё это я потом сложил и оставил там же, в кабинете архиепископа Антония. С собой же взял поясок с подрясника. Теперь он находится в киоте иконы святителя Иоанна в Богоявленском соборе».
Также в 1994 году епископ Евтихий привёз из Америки частицу мощей святителя Иоанна. Она находилась в храме на открытом доступе. К сожалению, в 2007 году эта частица была выкрадена неизвестными.
Пребывающая в бывшем кафедральном соборе Ишимско-Сибирской епархии икона святителя тоже имеет свою историю. Она написана в 2004 году, к 10-летию прославления владыки Иоанна, сёстрами Свято-Иоанновского женского монастыря в Ишиме.
Начало его восходит к июню 1996 года, когда в Ишим для обучения клироса церковному чтению и пению приехала из США только принявшая постриг инокиня Мария (в миру – Мария Дмитриевна Чернявская), потомок русских эмигрантов первой волны. В течение двух-трёх лет вокруг неё сформировалась женская община жаждущих монашеского подвига, и по благословению епископа Евтихия стал создаваться монастырь, посвящённый святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Разместился он в реконструированном здании бывшего детского сада неподалёку от собора. В лесу у дер. Борки был устроен скит.
В 2000 году инокиня Мария приняла монашеский постриг с именем Александра в честь святой новомученицы императрицы Александры Феодоровны. Официальное же открытие монастыря состоялось 16 марта 2003 года, в праздник Торжества Православия; согласно определению Архиерейского Синода РПЦЗ об учреждении в Ишиме женского общежительного монастыря монахиня Александра в этот день была посвящена во игуменьи. В сентябре 2003 года был заложен небольшой деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – первый в Ишиме, построенный за послереволюционное время; 17 сентября 2004 года состоялось его малое освящение. Иконы для него писали сёстры под руководством опытной художницы монахини Иоанны. В 2004-2006 годах в монастыре проживало около 20 человек.
Поворотным пунктом в жизни насельниц стало неприятие игуменьей процесса объединения РПЦЗ и Московской Патриархии РПЦ, которое свершилось 17 мая 2007 года. Осенью 2006 года игуменья Александра и все сёстры, не желавшие канонического общения с МП, перешли под омофор единомысленного с ними епископа Одесского и Таврического Агафангела (Пашковского) и выехали на Украину, вывезя с собой всё имущество, в т.ч. храмовую утварь и иконы.
Такова история монастыря на ишимской земле. За эти двадцать лет он, конечно, оставил след в духовной жизни Ишима. О нём снято несколько телефильмов, а труды монахини Иоанны и её учениц стали ещё одной страницей в истории самобытной ишимской иконописи.
Имя святителя Иоанна для общины было взято, конечно, не случайно. Владыка был одним из духовных учителей настоятельницы монастыря в её детстве и юности, проведённых в Ново-Дивеевском женском монастыре в США, где жила юная Мария со своей матерью. Поучительные воспоминания об общении со святителем уже подробно описаны в книге игуменьи Александры «Ново-Дивеево в моей жизни», и изложить их здесь даже вкратце не представляется возможным.
Стоит лишь отметить, что именем святителя Иоанна община, а затем и монастырь, были названы по благословению епископа Евтихия, который, как мы видели выше, уже имел к тому времени личный опыт почитания молитвенника и чудотворца Русского Зарубежья. «Во всех трудных случаях жизни нашей общины я обращалась к владыке Иоанну. Можно сказать, что я с детства знала, что рано или поздно буду монахиней, меня к этому готовил владыка Иоанн, но я хотела подвизаться или в Иерусалиме, или в Леснинской обители во Франции. В Сибири я не хотела оставаться навсегда, но, когда стало понятно, что свой монашеский путь я буду совершать здесь, – я поняла, что и это произошло по молитвам владыки Иоанна, ведь недалеко от Ишима, в Тобольске, покоятся мощи его родственника святителя митрополита Иоанна, который является духовным покровителем Сибири».
Конечно, с «эмиграцией» монастыря и кражей мощей из собора почитание владыки Иоанна в Ишиме отнюдь не прекратилось. Ежегодно в день памяти святителя в Богоявленском соборе совершается Божественная литургия.
Житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского являет собой уникальный пример воистину «вселенского Православия», свидетельствующего о том, что свет истины Христовой может воссиять каждому. Как пишет епископ Евтихий: «Когда я мысленно вникаю в необыкновенную жизнь святителя Иоанна, хочется только молиться, а не словами описывать неописуемое и недостижимое».
Геннадий Крамор.
Фото автора.
На снимке: встреча мощей святителя Иоанна в Никольском соборе 27 сентября 2014 г.