Медиакарта
22:33 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из тетради старого учителя

Из тетради старого учителя
14:12 | 13 января 2015
Источник: Красная звезда

Осень жизни, как и осень года,

Надо благодарно принимать…

Мудро и по-моему верно! Свой возраст я воспринимаю именно так – просто удивительно – обожаю этот предзимний период… Сентябрь – как много в этом слове! Первый звонок, первый урок, осенние кроссы по усыпанным жёлтыми, такими жизнерадостными листьями, лесным тропинкам, свежий, нежаркий воздух, даже рождение младшего сына – всё это сентябрь.

Начиная с 1 сентября 1953 года, вся моя жизнь связана со школой, а с 1960 г. – с Викуловской №1 – сначала в качестве ученицы, а затем учителя. Почти 40 лет отдано родной школе, из них 20 лет – во главе. Но речь не столько обо мне, сколько о тех, кто окружал меня, был предан школе бесконечно, кто строил школу и материально, и духовно. И как менялась она, как изменилась! Сегодняшняя школа после ремонта значительно похорошела. В старые стены как бы вдохнули новое, современное дыхание! Спрашиваю учителей: как работается в отремонтированной школе? Отвечают: комфортно, уютно, удобно! Создано единое информационное пространство, отчёты завучам можно передавать, не выходя из кабинета; функционирует школьное радио, создающее организационное единство. Хожу по коридорам, кабинетам, удивляюсь и радуюсь за наших учителей, живущих и работающих в ней сейчас. И немного ностальгирую по прошлому. Вспоминаю…

Когда я пришла в Викуловскую школу, она поразила меня своим многолюдьем по сравнению с Балаганской семилеткой, и уровнем профессионализма учителей. Директор школы Григорий Фёдорович Загородных (занимал эту должность с 1954 по 1965 г.), выпускник 1939 года (а это был первый выпуск школы в статусе средней), фронтовик, интеллектуал, педант; завуч Анна Константиновна Ершакова – прекрасный организатор и сильный математик; Евдокия Андреевна Лискина – разносторонний учитель, знаток не только точных, но и гуманитарных дисциплин. Маленькая, спокойная, сдержанная – образец настоящего учителя.

Математике учил меня Тихон Владимирович Каргополов, молодой, эрудированный, сыплющий цитатами из классики и остротами, математик от Бога, лёгкий на подъём – хоть на танцы, хоть в поход! Я помню девиз класса, в котором учился мой старший сын, выпускник 1986 года, ныне лауреат Всероссийской премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка за книгу «История мёртвой дороги», и вот что было записано в классном уголке: «Всё надо делать здорово. И это не важно что».

Русский язык и литературу у нас вела Лариса Иосифовна Грейбо, высокая, статная, с гордым, величественным профилем, она разговаривала на безупречном русском языке. Иногда её замещала Елизавета Петровна Волкова, первый заслуженный учитель РСФСР из нашего района, живая, энергичная (полная противоположность в этом плане Ларисе Иосифовне), сыпала стихами и литературными перлами, сопровождая свою речь мимикой, жестами, мизансценами – прямо настоящая артистка! Историю вела А.П. Смирнова, химию – К.Н. Стрельцова, улыбчивая, добрая, с хорошим чувством юмора; физику – Е.В. Загородных, она же и была нашим классным руководителем. Фанатично преданная науке, гордившаяся тем, что она физик! Запомнились учителя физкультуры, и, прежде всего, А.Л. Лаптев, он вёл физкультуру у девушек (было тогда раздельное обучение в старших классах). Он был доброжелательным, но требовательным, не терпел разгильдяйства и безответственности. Школа тогда гремела спортивными успехами. Возьмём хотя бы сборную школы по волейболу во главе с Л. Дергач, обыгрывали даже тюменских школьниц! Из учителей также запомнился своей неординарностью В.Д. Мозалевский. Он был, по-моему, диссидентски настроен, а его заставляли чертить мифические графики результатов «побед» СССР над США и т.п.

Кроме учёбы, мы много времени трудились: пахали, сеяли, убирали турнепс, картошку, лён, удобряли поля, косили на силос кукурузу, участвовали в строительстве школы. И при всём этом делали это с огромным удовольствием и бесплатно. Коллективный труд объединял, сплачивал. Мы искренне верили в светлое будущее. Наивные? Скорее всего, да. Но не были циниками и бездельниками.

В 2014 году исполнилось 50 лет нашему выпуску (1964 г.). Из 40 человек все получили высшее образование, многие окончили Тюменский педагогический институт, значительная часть – Тюменский индустриальный. В родном краю остались двое: я и Ваня Дубоделов. Ушли из жизни 7 человек. С медалью школу окончила Катя Васькина, работала в конструкторском бюро в Новосибирске, моя коллега Надежда Касанина (Барданова), работала и в нашей школе. Где вы, мои одноклассники?

По окончанию института я вернулась в родную школу уже в статусе учителя истории и обществоведения. Возглавляла школу тогда А.К. Ершакова (Морозова). Ей выпала тяжкая доля строительства и ввода в эксплуатацию второго корпуса школы.

Я вышла на работу, когда моему сыну было всего 2 месяца, пришлось не только вести уроки, но и стать классным руководителем. Мои первые ученики в нашей школе теперь, как водится, уже дедушки и бабушки. В нашем селе остались и живут Татьяна Синюгина (Васькина), Вера Ермолаева (Карамышева), Татьяна Калинина (Пацула), Екатерина Кошеленко (Парыгина), Екатерина Филатова (Лебедева), Юрий Шамаров, Сергей Иванов. Выпустились мои пятиклассники в 1975 году, до сих пор встречаемся, вспоминаем нашу любимую школу, поездки и походы, праздники и вечера. Как молодому учителю мне помогали мои педагоги, о которых я уже упоминала. Коллектив пополнился молодёжью, моими ровесниками. До сих пор многие поколения учеников помнят Н.Ф. Синицыну (Индрицан), Н.А. Скилевую (Калиниченко), Н.С. Комлеву (Ларину), Н.Н. Тесля. Какой весёлой и интересной была жизнь, иногда нам удавалось переброситься в учительской парой слов. Душой компании была Надежда Никифоровна (кто её не знает!), вокруг неё всегда собиралась толпа, Надежда Никифоровна очень забавно рассказывала о перлах своих маленьких чудных дочек.

Несмотря на то, что мы все были молодыми мамами, мы успевали выступать на сцене, играли в театре, а ещё работали в вечерней школе. Не могу не вспомнить о бессменном директоре этой школы Т.Е. Пензиной. Талантливый человек, хороший организатор, она тщательно подбирала коллектив, убеждала поработать в школе лучших (не побоюсь этого слова!) учителей дневной Викуловской. Она умела собрать работоспособный, слаженный «ансамбль», который дал хорошие знания тем, кто по какой-то причине не смог учиться в дневной школе. Вспоминаю работу с Татьяной Ефимовной, фронтовичкой и учителем, как лучшие годы своей учительской дороги. Спасибо Вам, дорогая Татьяна Ефимовна!

В нашей школе меня как-то быстро мобилизовали учить старшие классы, тогда это были 9-10. И уговорила меня Т.Н. Мамонтова – моя коллега, хороший, добросовестный учитель. Как-то попала в руки тетрадь подготовки к урокам тогда, в начале 70-х: какие лекции читала, в какие «дебри забиралась» В.К. Калинина, молодой перспективный специалист.

Были выпуски 1971 г.: Г. Мелякова (Лобанова), Л. Ильиных (Решетникова), С. Рогалёв, В. Шахлин, О. Соскина, любимые выпуски – 1973, 1983, 1996, 2002 гг.

Когда я начинала трудовую деятельность в родной школе, там уже работали коллеги постарше. Меня всегда больше увлекала работа учителя-предметника, а вот как классному руководителю мне было трудно и не так интересно. Может быть, потому меня восхищали Т.А. Клочкова и А.А. Герасёва, «вечные пионеры», что значит – первые! Сколько выдумки, фантазии, креативности они вкладывали в каждое мероприятие! Ничего «для галочки», всё – от души.

Я пишу о своих впечатлениях, и только! Не стремлюсь вместить в одну газетную статью историю школы (она представлена в музее). Хочу отметить, что в 60-70 гг. в школу приезжали работать по распределению выпускники педагогических вузов из разных городов Союза. География эта была обширная: Калуга, Воронеж, Казань, Донецк (!), Ставрополь, Рига (!) и другие. Последними «европейцами» стали замечательные учителя Э.А. Ким (она рано уехала) и О.В. Новикова (Чернова). Об её вкладе в развитие нашей школы не знает только ленивый. Когда в школе учителями работают свои же выпускники – это хорошо, это способствует стабильности коллектива, укреплению традиций и преемственности поколений. А прибывшие интересные педагоги вносят свежую струю, элементы новизны, новаторства. Этот сплав того и другого делает школу неповторимой, своеобразной, системно развивающейся. Такой, как наша!

Сколько замечательных учеников прошли вместе со мной за долгие годы моей преподавательской и директорской деятельности: С. Жариков, Л. Калинина (Красикова), Е. Мамонтова, С. Перепёлкин, Н. Чиркова, Е. Козлов, Н. Крикун, У. Дубатовка и Т. Дубатовка, Е. Козлова и Т.Козлова, А. Суздальцев, А. Климова, Е. Моор и А. Моор, А. Финадеева, К. Васильева и В. Васильева, Ю. Котлярова, В. Субботин. А Л.А. Петровских – моя и ученица, и коллега, умный педагог и интересный человек.

1982-2002 – годы моего руководства школой. Не знаю, было ли оно эффективным, но то, что самым долгим в истории школы – это точно. После меня идёт Г.Ф. Загородных – 11 лет. Перестройка, демократизация, выборность директоров (дважды меня избирали). А потом начались лихие 90-е, безденежье, изнурительная борьба за свои права (хотя бы право на оплату труда), сколько было вылито грязи на учительство… Да как мы смели требовать регулярной зарплаты, ведь мы же учителя! Горький, тяжелейший этап жизни, и в этой борьбе пришлось быть тоже во главе коллектива. Сколько нервов потрачено, сколько здоровья потеряно. Рядом со мной в течение десятилетий были мои прекрасные, мудрые, трудолюбивые завучи В.Н. Шагаева, Н.П. Козлова, Т.Е. Субботина, О.В. Чернова (чуть позже). Как часто они брали инициативу на себя, ограждая меня от многих неприятностей, валившихся тогда отовсюду, в том числе, от властей (ну кто будет любить строптивых?!).

Но удивительно, что при всех катаклизмах учебно-воспитательный процесс шёл своим чередом, школа свято выполняла свою миссию – нести для своих «питомцев» разумное, доброе, вечное… В конце 90-х мне посчастливилось поучиться в течение недели в Москве, в «Новой школе», передовой, современной. И когда наши замечательные преподаватели советовали те или иные методы функционирования школы, я с гордостью отмечала, что у нас это есть. Спасибо вам, мои дорогие соратники!

2000-е годы… Снова школа реформируется: ЕГЭ, олимпиады. Интересно, хоть и трудно, и как награда – успехи моих учеников. Помню, как они побеждали на зональных олимпиадах по истории и обществознанию: иногда не хватало пьедестала почёта моим ученикам А. Шабанину, А. Кадушкину, Р. Шеперу, А. Петренко, О. Гончаровой… И, наконец, оглушительные победы в 2007 г. на областной олимпиаде по истории А. Власова и Н. Сергеевой -- по обществознанию в 2013 г. Их поездки на Всероссийскую олимпиаду в Брянск и Москву… Благодарю вас, мои родные, за высокую планку, за то, что дали мне столько позитивных эмоций. Так что, коллеги, игра стоит свеч! Поверьте и попробуйте – не пожалеете. Лучше гореть, чем тлеть, падать, набивать шишки, подниматься – и вперёд!

Школа не отпускает меня и сейчас: музей (здесь тоже были большие достижения, и, прежде всего, 1 место А. Красиковой в областном конкурсе экскурсий на тему «Фронтовые треугольнички»), СМИ.

Хотелось бы пожелать коллективу школы во главе с А.А. Лотовым продолжения традиций, но на современной волне, не забывая о том, что школа – это жизнь, и прожить её нужно достойно…

Автор: В. КАЛИНИНА