Медиакарта
5:25 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Праздник Рождества Христова

-Рождество (25 декабря – ст. стиль (юлианский календарь / 7 января – новый стиль (григорианский календарь) – один из важнейших христианских праздников.

-Изгоняя наших прародителей из рая, Сам Бог обещал им Спасителя. Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии непостижимо и неизреченно в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме.

-Август, который правил тогда и покоренной Иудеей, повелел произвести перепись во всей обширной империи.

-Дева Мария и Иосиф жили в Назарете, городе Галилейском. Но у евреев был обычай, вести народные переписи по коленам, племенам и родам. Поэтому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.

-В Вифлееме они не нашли свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира.

-Богомладенец, повитый пеленами, был положен в ясли, что знаменует глубокое уничижение, до которого опустился грешный человек, нуждающийся в небесной помощи Богочеловека.

-Но ни ночной мрак, ни вертеп, ни ясли, ни пелены – эти первые образы Его смирения и уничижения – не могли утаить Божественной славы Младенца.

-Среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость великую, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господень во граде Давидове».

-Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастухам, Рождество Христово было возвещено волхвам – восточным мудрецам.

-Перед рождением Спасителя явилась на востоке от Вифлеема чудесная звезда, которая привела волхвов на поклонение новорождённому Царю. В их лице весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком.

-Мудрецы поднесли Ему дары – золото – как Царю, ладан – как Богу и смирну (благовоние, ароматные масла) как человеку, Которому предстоит умереть.

-Рождество Христово – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда… И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, срящите (встречайте)» - весь мир воспевает славу Творца.

-Ангельские силы и человеческий род – вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой». Каждый старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное – ближе к Богу.

-Сообразно великой радости, принесённой миру Рождеством Спасителя, Церковь издревле постановила совершать богослужение в день Рождества Христова без коленопреклонений, разрешать пост, в какой бы день недели не случился праздник, и весь день церковного праздника сопровождать колокольным звоном.

-Торжественное прославление Рождества после богослужения в храмах переносится и в дома верующих.

-Приметы приближения Рождества, его краски, запахи и даже вкус ярко описаны И.С. Шмелёвым в повести «Лето Господне».

«Наше Рождество» подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче…

Как увидишь, - на Конную площадь обозы потянулись, скоро Рождество.

Всякую живность везут, со всей России: свиней, поросят, гусей... - на весь мясоед, мороженых, пылкого мороза...

-Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судачка, наважку; победней — селедку, сомовину, леща...

Зато на Рождество — свинину, все...

-Дешевле как на Конной, купить нельзя. Плохо-плохо, а две-три тушки свиных необходимо... чтобы до заговин хватило, да индеек — гусей — кур - уток, да потрохов, да ещё солонины не забыть, да рябчиков сибирских, да глухарей — тетерок, да... - трое саней брать надо.

-Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях — лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь...

-И в доме — Рождество. Пахнет натертыми полами, мастикой, елкой. Лампы не горят, а все лампадки. Печки трещат-пылают. Тихий свет, святой...

-Широкая печь пылает. Какие запахи. Пахнет мясными пирогами, жирными щами со свининой, гусем, и поросенком с кашей... после поста так сладко.

-Эти густые запахи Рождества, домашние. Священные... Жарко, светло и сытно».

-До наших дней сохранилась традиция готовить на Рождество специальные обрядовые блюда, играющие символические роли.

-Кутья, сваренная из хлебных зерен, олицетворяла непрерывность жизни, была залогом семейного благополучия (зерен в ней было много), а также обозначала связь поколений в семье.

Рецепт кутьи (другое название — сочиво).

Сочиво готовят из разваренных зерен пшеницы, риса, ячменя с медом, орехами, маком. Зерна, из которых готовится кутья — символ рождения и воскресения, вечной жизни, мед и прочие сладости — символ рая, который вновь стал доступен для человека после прихода в мир Христа. Поэтому кутья — это еще и поминальное болюдо. Пшеница (или другое сухое зерно) — 500 гр., мед — 3 стол. ложки, орехи (ядра) — 150 гр., изюм — 150 гр. Пшеницу промыть и замочить на ночь в воде, на следующий день варить 6-8 часов на медленном огне в этой же воде, добавить мёд.

Остывшую массу тщательно перемешать с растертыми ядрами грецких орехов и маком.

Мак: 100 гр. спелых семян мака залить кипятком, выдержать до остывания, процедить, осушить тканью и растереть в ступке или измельчить в миксере.

(По книге Г.И. Поскребышевой «Православная кухня»).

Обрядовым блюдом в предрождественский вечер был и специально выпекаемый хлеб. Предназначался он для отведывания и угощения родных, близких: кумовей, крестных родителей, бабушек и дедушек и других. Для таких случаев в каждой семье выпекали изделия из теста: кныши, калачи, паляницы – нередко объединённые одним названием – «пироги».

Кныши выпекали из пшеничной или ржаной муки.

-Из готового кислого теста лепили круглую паляничку и обмакнув в растительное масло ложку, надрезали по всему краю. Затем эти «лепестки» загибали к середине и прижимали ложкой. Кныши иногда начиняли луком, жаренным в постном масле, а в скоромные дни салом.

-Кутью, пироги, а также взвар и рыбу в мисках и горшочках, завязывали в платок, ставили на санки и дети отвозили ужин своей родне.

-Существовал обычай одаривания детей, которые носили ужин, пряниками. Их специально выпекали за три недели до Рождества. В России даже существовал обычай выпекания таких пряников в качестве обрядовой выпечки.

Пряники медовые сдобные

4 стакана муки, 1/3 стакана молока, 3 яйца, 1 стол. ложка сливочного масла, 1 стакан меда, 1 стол. ложка молотой корицы, 1/2 чайной ложки молотой гвоздики, 1/2 чайной ложки питьевой соды, 1 стакан ядер миндаля. Молоко и масло разогреть, добавить мед, перемешать до образования однородной массы, без кристаллов засахарившегося меда, охладить.

-В охлажденную массу добавить растертые яйца, корицу, гвоздику, измельченные ядра миндаля, соду и муку, все тщательно перемешать до получения однородного пластичного теста. Тесто выложить на слегка подпыленный мукой стол, раскатать ровным слоем толщиной примерно 1 см. С помощью выемок различной формы вырезать пряники. Поверхность их смазать яйцом, украсить орешками, изюмом, цукатами.- Выпекать пряники при температуре 210-220 градусов.

(По книге «Русская православная кулинария», автор – составитель Л.И. Ничипорович. Минск. Харвест. 2006 год.)

Рождество… Праздник великий настал уже снова

Всюду веселье, пиры, торжество…

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, Чье справляем сейчас Рождество:

«Каждый да будет всегда милосердными

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, кто имеет, поделится с бедным

И назовет его братом своим!

Так окажите же, други, участье:

Многие встретят в нужде Рождество!

Доброе дело – великое счастье,

Это святое души торжество!»

Прихожане нашей церкви желают всем доброго и светлого праздника!

Автор: Подготовила Людмила КОЛОТУШКИНА, прихожанка Храма святого праведного Прокопия, Устюжского чудотворца