если на одной волне школа, учитель и ученики.
В нашем районе много учителей, которыми поистине славится Тюменская область. Думаю, читателям будет интересно узнать их педагогические секреты, как даются им высокие звания.
Сегодня мы познакомим вас с педагогом высшей категории, учителем начальных классов Галимой Калимуловной Рафиковой. Ещё в 2006 году она получила президентский грант «Лучшие учителя России». Её учительский стаж более 30 лет.
Надо отметить, что в Бизинской школе, где она работает, всегда внимательно относились к нововведениям в образовании. Всё началось с внедрения инновационных технологий Н.Н. Суртаевой, а теперь учебное заведение стало площадкой для обучения.
-
В чём же секрет такого верного служения однажды выбранному делу? Почему до сих пор работа, конкретная работа с детьми приносит радость?
-
С 1983 года я в школе, это сколько лет? Целая жизнь… - начинает свой рассказ Галима Калимуловна. - В последние годы она вообще какая-то скоротечная. Всё так быстро меняется. Мы и современные дети – это небо и земля. Когда я рассказываю своим ученикам, как мы учились, как писали перьевыми ручками при помощи чернил, а в школе не было электричества - они не могут представить, как можно было обходиться без телефона, интернета. А мы и фантазировать об этом даже не могли.
Время летит. В работе столько перемен произошло, постоянно что-то новое поя-вляется. Все эксперименты в образовании стартовали в начальной школе. Учебные пособия постоянно менялись, по одним учебникам повторно даже учить не пришлось. Сначала обучали по программе «1-3», затем проводили комбинированные уроки, следом перешли на «1-4», а после началось внедрение технологий.
Прописи становились лучше и интереснее. Мне пришлась по душе методика А.И. Кушнира. Его техника скорочтения, каллиграфия по кальке дают очень хорошие результаты. Если у ребёнка проблема с почерком - пишем по кальке.
Использую «Укрупнённые дидактические единицы» П.М. Эрдниева: сложение проходим вместе с вычитанием. Дети сразу видят, как происходит увеличение и уменьшение. Умножение изучаем - сразу ненавязчиво даю деление: умножение на два и деление на два. Взаимообратные задачи - замечательный способ увлечь ребёнка математикой. Я учу обратным задачам, а они потом сами начинают составлять их. И решать становится легче.
Мне нравится применять на практике эле-менты опережающего обучения С. Лысенко-вой. Они у меня всегда наготове и при необходимости включаю их в обучение. Могу уверенно сказать, что всё это только помогает. Использую весь накопленный опыт в работе, и это даёт хорошие результаты. Сколько хорошистов выпускаю в пятый класс - столько из 11-го и выходит.
Но чтобы ребёнок использовал свой потенциал по максимуму, необходимо много работать. К каждому нужен подход, а с некоторыми нужно разговаривать только на уровне «я и ты», строить отношения очень аккуратно.
Эксперименты закончились. Вся начальная школа работает по новым стандартам второго поколения, что позволяет обучать детей с различным уровнем подготовки. Два часа каждый день дополнительно занимаемся внеурочной деятельностью, поэтому в школе даже второй обед имеется. Не знаю, как в городе, но что наши сельские детки устают очень - это точно. Хорошо ещё, если они идут в клуб на кружки. Я же в эти часы занимаюсь с детьми шахматами, оригами, «вытынанкой» (с белорусско-го - «вырезанкой»). Это творчество саму захватило.
- Хобби мы выбираем по душе. Никто нас не может заставить увлечься чем-либо, поэтому этот выбор может многое рассказать о человеке. Почему именно эти увлечения? Ведь они не самые простые, можно сказать даже - сложные.
- Оригами - отличное занятие для развития мелкой моторики рук и логики. Это ещё и труд. Сколько модулей надо приготовить, чтобы что-то получилось! Между прочим, мальчиков на занятиях больше, чем девочек. Я им скажу заранее, что будем делать лебедя, а модули они уже заготавливают дома. Принесут потом в своих коробочках, сундучках от новогодних подарков и на уроке собирают. Помогают друг другу. Ваня Плеханов три Жар-птицы сделал. Это много! На него глядя, другие тоже втянулись. Это ведь не просто, надо сообразить: где, как и что. Руслан Айтмухаметов Деда Мороза собирал, а мама ему помогала. Родители должны быть рядом с детьми, тогда результаты лучше.
Вырезанкой увлеклась, потому что надо было придумать интересный и не-обычный подарок. Попробовала - понравилось. Решила оформить класс такими картинами и заразила этим творчеством детей. Для них, конечно, надо подбирать более простые модели. Техника сложная, вырезать приходится и маленькими маникюрными ножницами, и резаком. Хочу «изонить» освоить - вышивание нитками по бумаге. А в шахматы меня научили играть собственные дети. Я им за это благодарна. Думаю, и меня мои ученики не упрекнут, что открыла им мир шахмат. Мы смотрим с ними видеоуроки по этой игре. Теперь у ребят есть отличный помощник - интернет. Я даю им азы, а дальше многие сами оттачивают мастерство.
- Сейчас сплошь и рядом можно услышать, что грамотность падает, гаджеты (планшеты, телефоны) мешают и портят детей. Много говорят и о проблеме чтения.
- Поколение, конечно, другое, это же естественно. Плохо, когда на переменах дети не могут оторваться от телефонных игр. Просто надо следить за этим, воспитывать. Современные дети - хорошие. О своих, теперь уже пятиклассниках, не могу сказать, что безграмотные, нынче пришли - тоже умные ребята.
Проблема чтения... А у меня ведь всё как прежде - читательский дневник, ежедневно десять страниц и подпись родителей. Я было решила: к тем, кто выполняет норму чтения, не буду предъявлять свои обычные требования, но родители категорически отказались: «Пусть читают». Да и легче ведь теперь. Ученики уже не могут отговориться, что нет книги - в электронном варианте есть. Так что нам интернет помогает.
Эти дети другие, но также любят и с удовольствием читают произведения Драгунского, Козлова, Остера, Заходера, Линдгрен. Вот электронные дневники, отнимающие так много времени у учителя, моим родителям не нужны, потому что, если надо, я сама позвоню и встречусь с ними.
Кого-то из ребят на хорошиста надо тянуть, а кого-то на тройку с дополнительными занятиями. Дети со временем выравниваются, просто им надо помочь. В этом деле нужны папы и мамы. И что радует больше всего - ученики меня не подводят, их успеваемость не падает ни в среднем звене, ни в старшем. Это факт.
-
Непонятно, как это происходит, но ученики становятся своими, такими родными, часто похожими на своего учителя. А как же собственные дети?
-
Когда я прихожу на урок музыки к своим бывшим, теперь они уже пятиклассники, то такое удовольствие получаю от общения! Они понимают меня с полуслова. Что ни говори, а свои - они и есть свои, родные! Собственные дети? Этих пусть другие хвалят. Я рада, что они выросли целеустремлёнными людьми. Если даже совершают ошибки, то сами же их и исправляют. Я тоже ошибки делала. Мало внимания они от меня получили, никогда с ними за уроками не сидела и теперь вот пытаюсь наверстать с внуками. С возрастом становишься мудрее. Смотрю иногда на своих учеников и думаю: надо бы построже с ними, но вспомню непоседу внука - и не могу уже сердиться.
-
Наши дети учились у вас, теперь уже дети наших детей учатся. Они отличаются от своих родителей?
- Современные дети более требовательны к нам. Они более развитые, ведь у них шире возможности. Мне так нравится с ними учиться. Они ведь тоже нас учат.
Как замечательно, что у нас есть учителя, искренне влюблённые в свою работу, детей. Результат не мгновенный, но зато очень долговременный - добрая память и благодарность.
Фания ЗАЛЯ, фото Тимура КАРЫМОВА