У супругов Камзиных из Покровки одно из самых больших подворий в деревне. Со дня образования семьи они начали разводить хозяйство. И до сих пор в стайках полно живности.
…Центральная покровская улица протянулась не на один километр. Едешь по ней и кажется, что она никогда не закончится. А за окном машины мелькают разные дома. Большие, маленькие, бревенчатые, обшитые современными материалами, с пластиковыми окнами и совсем крохотными окошечками… Каждый хозяин, как художник на холсте, выводит свои, особенные штрихи к облику усадьбы. Кто-то придерживается классического стиля. Другие идут в ногу со временем, придумывая что-то интересное. А в день нашего приезда возле одного из домов мы увидели не совсем обычную картину: мужчина, лихо орудуя лопатой, чистил снег в красном колпаке Деда Мороза. Не хочет, видимо, отпускать от себя новогоднее настроение!
У Камзиных мы были не раз. Шаули Амиржанович несколько лет работает в молокоприёмном пункте. И сам является активным сдатчиком молока.
– Всегда держим крупный рогатый скот, лошадей, овец. Сейчас ещё и курочки есть. Восемь-девять голов КРС бывало у нас. Дойных коров также немало. В этом году немного снизили численность скота. Не очень благоприятное лето выдалось, косили сено при непогоде. С кормами трудновато стало. Вот и решили убавить животных на подворье, – рассказывает Ш.А.Камзин.
С чего начинается деревенский день? Конечно же, с крика петуха. И как только он прокукарекает, хозяева спешат управиться с хозяйством. Нужно во-время разложить по кормушкам ароматное сено, насыпать зерна, дроблёнки, налить воды. У домашних животных свой рацион и распорядок. И они с нетерпением ждут, когда же их накормят и напоят.
– Чтобы содержать столько скота, необходимо заготавливать много сена. Своя техника у Вас имеется? – задаю я вопрос.
– Да, мы купили трактор «МТЗ-80», инвентарь. Так что с заготовкой кормов проблем в техническом плане нет, – отвечает Шаули Амиржанович. – Планируем ещё кое-что приобрести, но пока мешают финансовые трудности.
В зимний период у Камзиных, как и у многих других, наступает небольшое затишье в сдаче молока. Летом продукции намного больше.
– Шестьдесят дней отдыха должно быть у коров. Сейчас наши бурёнки находятся, так сказать, в сухостое. Скоро отелятся, потом и возобновим сдачу молока, – рассуждает хозяин подворья.
Положительным примером в Сладковском районе стали индивидуальные предприниматели, которые открыли свой небольшой бизнес, занимаются личным подсобным хозяйством. Несколько из них получили грантовую поддержку на развитие дела. Шаули Амиржанович считает это хорошим начинанием. Но сам пока на такой шаг не решается.
– Для старта нужны большие деньги, не один миллион. Таких средств у нас нет. Брать кредит в данный момент я не готов, – улыбается мой собеседник.
– А какова основная причина снижения поголовья скота на подворье? – интересуюсь у хозяина.
– Просто стало тяжелее управляться с животными. Труд в большинстве ручной, поэтому не так легко. Оставили семь дойных коров, несколько лошадей, овец, – говорит Ш.А.Камзин.
В Покровке в последнее время, по словам Шаули Амиржановича, поголовье КРС уменьшилось. Хозяева оздоравливают стадо, убирая лейкозных коров.
– Да и население деревни не омолаживается. Живут в основном пенсионеры, молодёжь старается уехать в город. Потому и скота всё меньше остаётся, – подчёркивает владелец ЛПХ.
Молокоприёмные пункты сейчас в большинстве работают круглогодично. Пик приёма продукции, конечно, приходится на летние месяцы. Но и зимой ёмкости не простаивают без молока.
– Люди стараются держать хозяйство, пока есть силы и возможности. На селе нельзя без животных, – высказывает мнение Ш.А.Камзин.
– А у Вас в планах есть всё-таки расширение поголовья? – спрашиваю своего собеседника.
– Вы знаете, нет у меня, как говорится, толчка, стимула к дальнейшему увеличению. Может, была бы какая-то поддержка, помощь, совет, тогда бы я подумал, – пожимает плечами хозяин.
Пока беседовали с Шаули Амиржановичем, его супруга Зауреш Таймысовна хлопотала на кухне, а потом звала нас выпить ароматного горячего чая. Мы вежливо отказались, сославшись на занятость, но пообещали в следующий раз обязательно сесть за стол.