Из старожилов этой маленькой деревеньки Осинова, где едва ли насчитывается до десятка дворов, Ульяна Мартемьяновна Букина осталась уже одна.
Но она хорошо помнит, как до укрупнения хозяйств был здесь когда-то передовой колхоз «Новая деревня». И в годы войны люди, ведя свою битву с врагом, трудовыми подвигами приближали Победу в тылу.
– В начале сорок первого мне исполнилось всего девять лет. Жила тогда наша большая семья в соседней Сизиковой, и была я по фамилии Бердышева. Тятеньку на фронт по болезни не забрали. А вот брат мой старший Анфим воевал, получил тяжёлое ранение. После Победы домой вернулся. Помню, как нам кто-то сообщил, что он едет. Мы с мамой, с младшей сестрёнкой Шурой за деревню выбежали его встречать... Радовались и плакали одновременно, – рассказывает бабушка Ульяна. – Конечно, детство нашему поколению тяжёлое досталось. Да и каким оно могло быть во время войны – босоногое, голодное. Лета ждали, чтобы хоть травой, ягодами да грибами питаться. Лист боярышника собирали, сушили. Затем его размалывали, добавляли немного муки, воды и пекли лепёшки. Весной ещё раз огороды перекапывали в надежде найти несколько картофелин. Из них тоже мама еду готовила. Правда, корову мы всегда свою держали, и молоко хоть и не в избытке, но было. Берегли мы свою кормилицу, вручную сена для неё накосим, соломки припасём...
– А ещё какую работу вам, ребятишкам, поручали?
– Сорняки в посевах выпалывали вручную. На малый возраст скидку никто не делал. Целый день на жаре в поле проводили. Осенью, когда серпами женщины хлеб жали, я помогала маме снопы составлять. Так быстрее получалось норму заданную выполнить. Практически весь собранный урожай отправлялся на фронт. Работали тогда колхозники за трудодни, за натуроплату. Таз овсяной муки, где в основном шелуха, – вот тебе и весь расчёт за день. На току зерно в мешки затаривали. Затем их на весы вдвоём ставили и волоком в амбар тащили. А к концу войны я уже постарше стала. С такими же подростками мешки с зерном уже на машины грузили и в Ялуторовск на элеватор сопровождали. Ехали вместе с грузом в кузове, и никто за нас не боялся, что можем свалиться оттуда. От тяжёлого труда даже у нас, тогда ещё у молоденьких, болели и руки, и спина. Что уж говорить о моём здоровье сегодня.
Кроме того, что Ульяна Мартемьяновна с раннего детства познала труд от рассвета до заката, в 16 лет ей доверили дойную группу колхозных коров. Животноводству отдала 34 года.
– Вручную ведь раньше коров доили. Молоко из вёдер во фляги выливали, а их потом поднимаешь и в чан со льдом ставишь. Корма вилами раздавали, техники-то ведь не было. Навоз лопатами убирали, скотину щётками да скребками чистили. Из одежды на тебе – фуфаечка старенькая, а из обуви – хорошо, если резиновые сапоги были.
В светлой, уютной горнице на столе мы разложили награды У.М.Букиной. Среди них – медаль «За доблестный и самоотверженный труд в годы ВОВ», медаль «Ветеран труда». Но самая главная и важная для этой женщины – Медаль материнства.
В любви и согласии Ульяна Мартемьяновна и Иван Макарович Букины воспитали пятерых детей.
– Одиннадцать лет прошло, как умер мой хозяин. Никакой работы не боялся: механизатором был, скотником, кузнецом, строить умел. Скотину держали, огороды обрабатывали. Всё у нас, как у всех людей, было… А теперь вот на старости лет осталась одна…Спасибо детям, что не забывают мать: приезжают, звонят по телефону. Чаще всего, конечно, Нина у меня бывает – она в райцентре живёт. Порядок в доме поможет навести, постирает. А снег убрать? Так Паша из Сизиковой пешком прибежит. Володя, Аня и Таня в Тюмени давно обосновались, но тоже нередко приезжают.
Шестого января Ульяне Мартемьяновне исполнилось 83 года.
– Конечно, все побывали. Тем более что на выходные мой день рождения пришёлся. Поздравили и гостинцев навезли. И вам спасибо, что в гости заехали.