Медиакарта
13:57 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Инженер – значит «думающий»

Инженер – значит «думающий»
11:32 | 21 января 2015
Источник:

В своем обращении к Федеральному собранию РФ Президент В.Путин выразил неудовольствие уровнем подготовки инженеров в технических вузах. Причин тому много, в том числе академический подход к обучению.

Более 30 лет я проработал на одном предприятии авиационной промышленности. В 70-е годы в «оборонке» трудились грамотные специалисты – конструкторы, технологи. Помню, на наш завод пришла группа выпускников Тюменского индустриального института. Они быстро освоились, потому что проходили практику на предприятии-разработчике наших изделий. Многие из них – Ю. Кружинов, А. Попов, Зарембо, Л. Михолап – впоследствии стали начальниками отделов. Если студенты совмещают обучение с производственной практикой, они быстрее адаптируются на производстве.

Поэтому необходимо уже на начальных курсах вводить в учебный процесс практику по тем или иным направлениям. Сначала это будет практика на рабочем месте. На следующий год надо ставить студента дублером технолога, конструктора, мастера, экономиста и др. Курсовые работы следует привязывать не к абстрактным темам, а к тем, которые необходимы предприятиям. Дипломная работа, завершающая цикл обучения по выбранной специальности, обязательно должна быть внедрена в производство.

Мне не совсем понятно, почему политехническую школу предлагают организовать при ТюмГУ, в основе своей гуманитарном вузе. В то же время в нефтегазовом университете (техническом вузе) в перечне институтов (см. справочник «Обучение в Тюмени) на первом месте стоит… гуманитарный институт, далее институт менеджмента и бизнеса. Возможно, это наследие того периода, когда требовалось набрать как можно больше первокурсников.

Наша страна вышла на первое место в мире по числу студентов высших учебных заведений. А по качеству? Ведь за четыре года профессионального инженера не подготовишь. Инженер в переводе с латинского означает «думающий», «изобретающий»; президент Путин при посещении Московского государственного университета познакомился с оценками абитуриентов по математике и физике. Но много ли из них выйдет Келдышей, Алферовых, Глушко? В Тюмени несколько десятков институтов и центров повышения квалификации различных специальностей. Кто проверял, каков их КПД?

В структуре нефтегазового университета имеется институт транспорта. Не более пяти процентов студентов занимаются техническим творчеством – строят и испытывают «болид» (гоночный автомобиль с двигателем 85 л.с.). Остальные изучают теорию. А ведь у нас много проблем с транспортом. До многих населенных пунктов области сложно добраться. Нужны машины-вездеходы специального назначения: вездеход-автолавка, вездеход-передвижной медицинский пункт, оборудованный средствами для диагностики заболеваний. Местная авиация практически сейчас отсутствует. Туристы в Тобольск добираются автомобильным или железнодорожным транспортом. Есть еще один маршрут – несудоходная река Тура. Экранопланы, суда на воздушной подушке, скоростные глиссеры могли бы служить средством доставки туристов. Конструирование такого транспорта дало бы студентам практический опыт.

Для дипломников архитектурно-строительного университета, обучающихся на факультете. «Водоснабжение и водоотведение», тоже есть дипломные работы, имеющие практическую направленность. От перекрестка улиц Авторемонтной и Аккумуляторной вдоль Рощинского шоссе более 50 лет работает канализационный коллектор. В него уходят стоки предприятий, расположенных по Авторемонтной. Коллектор практически не обслуживается, и в ближайшие годы здесь можно ожидать небольшую экологическую катастрофу. Почему бы руководству вуза не выдать группе выпускников задание на проектирование нового коллектора и зачесть проект как диплом? По договоренности с администрацией Калининского округа можно заключить договор на выполнение этой работы.

…Что касается теории, то она, несомненно, нужна. Но только практика является критерием истины.

Автор: Николай ЧУПИРО