В минувшем году в числе муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, вышедших на безубыточный уровень работы, находится и Сладковское МУП ЖКХ. Сегодня мы беседуем с его начальником В.П.Моисеенко о такой сфере, как водоснабжение.
– Виктор Павлович, какова ситуация по водоснабжению сегодня?
– В последнее время увеличилась степень благоустройства домов. Имеются интересные цифры. В нашем районе проживают 11 300 человек в среднем. Услугу водоснабжения получают 8000 абонентов: 3000 граждан пользуются водой в доме и 5000 – из колонок. Незначительная часть жителей проживает в населённых пунктах, где водоснабжение отсутствует, к примеру, это Выстрел, Вознесенка и другие деревни, что составляет 600 человек. Есть ещё 2700 человек, которые проживают в сёлах, где водопроводная сеть имеется. Но граждане договоры с МУП ЖКХ по использованию данной услуги не заключили до сих пор.
Возникает вопрос, где они берут воду? Вызывает сомнение то, что все пользуются водой из собственных источников – скважин, колодцев либо берут её из открытых водоёмов. Нам предстоит работать с ними в нынешнем году.
– Каким образом?
– Регулярно проводится мониторинг по колонкам. На сегодня в районе их 329. Судя по заключённым договорам, водой из колонок пользуются 5000 жителей. В среднем на одну колонку приходится пятнадцать абонентов. Умножаем это число на норматив по расходу воды и получаем общий объём – триста литров воды. Цена за воду без очистки с НДС 70 рублей 75 копеек с 1 января 2015 года. Мы получаем доход с колонки 21 рубль 23 копейки в сутки. Можно ли содержать одну колонку за счёт таких средств? Все ли они нужны населению? Соглашусь с тем, что добросовестным абонентам часть колонок необходима. Но не все желают платить, хотя и берут воду. За прошедшие годы убытки предприятия за водоснабжение сократились на двадцать процентов, но до сих пор остаются значительными.
– Как решается вопрос по установке узлов учёта воды, то есть счётчиков?
– Учёт всему голова. Отмечу, в 2010 году в районе был установлен 491 узел учёта (это и внутриквартирные, и общедомовые, и так называемые летники). На 1 декабря 2014 года их насчитывается уже 1956. С одной стороны, проделана большая работа, но с другой – основная часть узлов допускает постороннее механическое вмешательство. Приспособлений много – предприимчивые абоненты устанавливают магниты, делают отводы до узла учёта и так далее. Но подобных «экономистов» мы планово выводим на чистую воду. Вариантов несколько. Раскроем секрет. В таких домах ежемесячно делается начисление по водопотреблению. Каждый абонент не позднее 25 числа сообщает показания узла учёта. Цифры мониторим. Если семья, проживающая в благоустроенном доме, использует куб-полтора воды в месяц, берём на заметку. Если же вывоз объёма жидких бытовых отходов в разы превышает объём полученной воды, то решаем вопрос в отношении данного абонента. Житель несёт наказание в виде штрафа.
Что же касается летнего периода массового разбора воды, то отмечу, что количество узлов учёта воды ежегодно уменьшается. Пропорционально увеличивается подвод воды в дом. В последние годы мы усилили контроль за летниками. Строительство разводящих водопроводных сетей как подземных, так и наземных должно отвечать соответствующим требованиям. Поэтому оно категорически запрещается без согласования с нашим предприятием. Хотя случаи незаконного строительства, без выписки технических условий и установки узлов учёта, ещё встречаются. Особенно актуально подключение к колонке в ночное время при помощи шланга. К примеру, подобный факт выявили в Рождественке, где местный житель, имея воду в доме и узёл учёта, самовольно подключался к колонке и брал воду для хозяйственных нужд бесплатно.
– Виктор Павлович, каковы планы на будущее?
– В настоящее время в населённых пунктах идёт активная работа по сбору информации по поводу проведения водопровода в дома, строительства летнего водопровода. Отмечу, что необходимую документацию наше предприятие готовит бесплатно. Известны случаи, когда граждане самовольно, без согласования с МУП ЖКХ, проводят воду в дома. Такие моменты следует исключить из практики.
В последние годы в вопросе по сбору средств за потребление воды появилась положительная динамика. В 2014 году сбор составил 98 процентов. Это говорит о том, что абоненты стали добросовестнее вносить плату за услугу.
Подчеркну, что в каждый населённый пункт поставляется тот объём воды, который указан в договоре. Поэтому от недобросовестности соседей страдают ответственные абоненты. Несанкционированный разбор воды в любом случае отражается на себестоимости куба, даже на том, что нет возможности определить достоверную производительность оборудования на насосных станциях. Приходя в магазин и оплачивая одну булку хлеба, мы не ждём, что нам подадут их две. Так почему же в случае с водой всё иначе? Каждый должен взять воды столько, сколько он оплатил.
В 2015 году планируется сокращение числа насосных станций, таких как в Покровке, Таволжане, которые станут резервными. В планах подать воду в уже построенный водопровод к Сладкову из озера Дедюхино, а также очистка данного источника от сапропели. Запланировано строительство водопровода Каравай-Новоандреевка.
Фото Алексея ЛАВРОВА