Медиакарта
16:55 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забытые сражения: Гражданская война в Армизонском районе

Продолжение. Начало в №№73-74, 83-84, 85-86, 91-92

…Части красной 30-й дивизии входили на территорию современного Армизонского района Тюменской области по двум направлениям. 28 августа 1919 года части 2-й бригады Томина, выступили из с. Пятково по единственной дороге на д. Кайнак. Впереди пехотных полков, в авангарде, двигался Нарвский полк Красных Гусар. Его история интересна. После демобилизации старой армии, из 13-го Нарвского гусарского полка, вернувшегося с фронта в г.Тамбов, был сформирован эскадрон красноармейцев, получивший название Нарвского партизанского отряда Красных Гусар. В течение года за плечами гусар остались охрана Дома особого назначения в Екатеринбурге, бои в районе Златоуста, Ирбита, Кунгура, а также смелые рейды в составе Сводного кавалерийского отряда Томина. В апреле 1919 года в городе Глазов в отряд были влиты два эскадрона из Тейковского и Замоскворецкого кавалерийских полков, после чего вновь образованная часть была преобразована в трехэскадронный полк. Последними в него ввели часть бойцов расформированного Верхнеуральского казачьего полка. Командовал полком бывший гусар, унтер-офицер Сергей Гаврилович Фандеев, комиссаром был Бородовский. При полку действовала прибывшая 23 августа 1919 года вновь сформированная Отдельная конная батарея.

Прикрывая отход белых частей, перед бойцами-томинцами отступал 11-й Оренбургский казачий полк. После перестрелки, казаки оставили д. Зимовье Кайнакское и отступили на д. Кайнак. За красными гусарами двигались в колоннах 266-й рабочий имени Малышева и 265-й Уральский полки, 4-й Петроградский кавдивизион и 3-я Красноуфимская батарея. К вечеру они без боя заняли деревни Комиссарово и Крашенина, где и остановились на ночлег. 267-й Горный полк, вместе с 1-й Кронштадской и 2-й Красноуфимской батареями, стоял в резерве в д. Киселево.

Другим направлением, по которому части Красной армии входили на территорию Армизонской волости, стал район озера Черное. Именно здесь, после неудач в боях на Тоболе, белое командованием рассчитывало задержать наступавшие красные части. Чёрное было одним из самых больших озер во всем Зауралье, вернее - здесь была даже целая сеть озер, перешейки которых позволяли занять прочную оборону в озерных дефиле. Здесь же были приготовлены заранее укрепленные позиции. Задачу организовать здесь оборону получили части белой Южной группы. Главные позиции на перешейке озер Черное и Щучье, заняли части белой 4-й Сибирской дивизии, под командованием известного в белых армейских кругах 35-летнего генерал-майора Иннокентия Семеновича Смолина. Уроженец г. Якутск, окончивший Иркутское военное училище (1905), он служил в 44-м Сибирском стрелковом полку, участвовал в русско-японской войне, был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. Затем служил в 11-м Сибирском стрелковом полку, был командиром роты, батальона, помощником командира и, наконец, командиром 4-го Финляндского полка, дважды ранен, тяжело контужен, получил досрочно звание подполковника (1917), награждён мечами и бантом к ордену Станислава 3-й степени, орденами Св. Анны 4-й степени, Св. Станислава 2-й степени с мечами, Св. Анны 3-й сте-пени с мечами и бантом, Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Георгиевским оружием. Такой боевой офицер не мог смириться с захватом власти большевиками, и в начале 1918 года Смолин возглавил подпольную офицерскую организацию в Туринске. Преследуемый большевиками, он скрывался в окрестностях города, а в июне 1918 перешёл линию фронта. С 20 июня 1918 года Смолин - командир партизанского отряда, полковник (07.1918), командир 15-го Курганского полка, особой колонны из нескольких полков, начальник 4-й Сибирской стрелковой дивизии (01.1919). В феврале 1919 года ему было присвоено звание генерал-майора. Работой его штаба руководил 33-летний подполковник Афиноген Гаврилович Аргунов (прим.7). Уроженец Енисейской губернии, он, как и его начальник, окончил Иркутское военное училище, после чего был отправлен на службу в 100-й Островский полк. Участник Первой мировой войны в составе 12-го гренадерского Астраханского полка, штабс-капитан (1916), награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами, Св. Владимира 4-й степени с мечами и Георгиевским оружием. Сама дивизия была сформирована из 1-й Средне-Степной стрелковой дивизии. Кадр ее полков составили добровольцы и само-мобилизовавшиеся жители Тобольской и Пермской губерний. Дивизия состояла из четырех полков.

13-й Омский полк, под командованием капитана Николая Алексеевича Мельникова, был сформирован в городе Омск в первые дни антибольшевистского восстания, под наименованием 1-го Степного полка. Его основу составили 150 местных добровольцев. Затем, в городе Ишим, в полк влилась Ишимская офицерская рота в количестве 96 человек. Добровольцы до сих пор составляли прочный костяк части. Даже к осени 1919 года, после полутора лет боев, их было до половины личного состава полка.

14-й Иртышский полк под командованием подполковника Домбровского также начал свое формирование в г. Омск в первые дни после свержения власти большевиков, под наименованием 2-го Степного полка. Затем в городе Курган в него был влит Курганский добровольческий отряд в количестве 150 офицеров, гимназистов и реалистов, а в Шадринске присоединился Шадринский добровольческий отряд из 150 человек. С конца 1918-го и до середины 1919 года полк пополнялся мобилизованными Верхотурского уезда, курганцами, шадринцами и кокчетавцами. К 18 августа 1919 года он насчитывал в своих рядах 80 офицеров, 299 штыков, 233 пулеметчика, 46 сабель, 336 нестроевых солдат и имел на вооружении 4 пулемета системы «максим», 1 пулемет системы «кольт», а так же 4 бомбомета.

15-й Курганский полк под командованием подполковника Бориса Вержболовича начал свое формирование в городе Омск сразу же после свержения Советской власти, под наименованием 3-го Степного полка. Чуть позже в него были влиты две Петропавловских, а так же Ишимская добровольческие роты. После боев в районе Ирбита, в полк включили остатки Курганского добровольческого отряда. К 15 августа 1919 года, в нем насчитывалось 93 офицера, 920 солдат, 24 добровольца, 580 нестроевых чинов, а на вооружении имелось 15 пулеметов системы «максим», 6 пулеметов системы «кольт», 3 пулемета системы «Льюис».

16-й Ишимский полк, был сформирован в Омске из 1-го Омского офицерского отряда Казагранди (61 пехотинец и 10 артиллеристов). Позднее в него влились Тарский повстанческий отряд (19 человек), Петропавловская рота Федоровича и 3-й Омский офицерский отряд (21 человек). Командовал им 26-летний подполковник Александр Григорьевич Метелев(прим.8). Выходец из крестьян Тюкалинского уезда Тобольской губернии, он окончил Омский политехнический институт и Павловское военное училище, после чего был выпущен прапорщиком в 109-й запасной полк. Участвовал в Первой мировой войне командиром роты в 190-м Очаковском и командиром пешей разведки в 312-м Васильковском полках, был ранен. За храбрость награжден орденом святой Анны 4-й степени, орденом святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, орденом Святого Владимира с 4-й степени с мечами и бантом, дослужился до штабс-капитана, был контужен. Гражданскую войну встретил долечиваясь дома, в Омске. Стал заместителем командира 1-го Омского Офицерского отряда, командиром 3-й боевой группы, затем 3-й роты, с 5 сентября 1918 г. - командир 2-го батальона Омского офицерского отряда, капитан (09.1918), с 16 октября 1918 - врио командира полка. 1 декабря 1918 года за взятие Кушвы награждён французским орденом с пальмовой ветвью, с 22 апреля 1919 г. - командир полка. К 16 августа 1919 года, его полк насчитывал 43 офицера, 885 солдат и 228 нестроевых. Стрелки - ишимцы сражались под знаменем, изготовленным специально для них монахинями Верхотурского Покровского женского монастыря. Оно было вручено полку по решению земства и горожан г. Верхотурье в благодарность за освобождение города от большевиков. Архимандрит Ксенофонт вручил стяг командиру полка полковнику Н.Н. Казагранди в первых числах декабря 1918 года на станции Кушва. Это было тканое полотнище с ликом Николая Чудотворца и словами «С нами Бог». Кроме того, на фоне остальных полков дивизии стрелки-ишимцы выделялись своими необычными погонами. Они были черного цвета с блестевшими на них устрашающими черепами. Это был знак правопреемства от 1-го Ревельского батальона, геройски погибшего под командованием капитана Казагранди в 1917 году в боях с немцами на Моонзундских островах.

Продолжение следует...

Автор: О.А. Винокуров, историк - краевед