Медиакарта
20:33 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Высокие стандарты

Высокие стандарты
15:00 | 14 сентября 2010
Источник: Красное знамя

В районе успешно реализуют президентскую инициативу

На августовской конференции, состоявшейся в Онохино 27 августа, шёл разговор об итогах и перспективах реализации образовательной инициативы "Наша новая школа". Этой же теме была посвящена наша беседа с начальникам управления образования Тюменского района Натальей Бирюковой.

- Наталья Анатольевна, в феврале этого года утверждена национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Серьёзные изменения коснутся содержания образования, методов работы с детьми. Готово ли педагогическое сообщество района к серьёзным переменам?

  • Ровно год назад на августовской педагогической конференции мы начали обсуждение направления реализации президентской инициативы, определили механизмы и сформулировали конкретные задачи на прошлый учебный год. Был разработан районный план мероприятий.

Сразу отмечу, что по всем направлениям велась интенсивная работа, и в целом мы выполнили поставленные задачи.

Если говорить об обновлении содержания образования, то мы стремились повысить качество образования, а значит обеспечить уровень сформированности компетенций учащихся требованиям государственных стандартов, усилить воспитательный потенциал образовательных учреждений, должны были начать переход на стандарты второго поколения и охватить как можно больше дошкольников образовательной услугой.

Что мы имеем на сегодняшний день? Рост качества обучения составил 1,2 процента к уровню предыдущего учебного года, увеличилось и число выпускников, награждённых золотыми и серебряными медалями. Отсутствует отсев.

Если говорить о результатах государственной итоговой аттестации, то Тюменский район стабильно входит в тройку лидеров по русскому языку и математике. Десятку сильнейших учебных заведений района по русскому языку возглавляет Богандинская школа N 42, по математике - Чикчинская. В тройке лидеров Янтыковская и Муллашинская школы. На районном праздновании Дня учителя планируется награждение лучших учителей, на эти цели из местного бюджета выделили более 1 млн. рублей.

Одним из приоритетов в прошедшем учебном году было создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. Ремонт Борковского детского дома позволил создать условия для инвалидов-колясочников.

В районе успешно реализуются коррекционные индивидуальные программы обучения, по окончании учебного года все выпускники с ограниченными возможностями здоровья получили документы об образовании установленного образца.

В рамках развития дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому, мы сформировали заявку на поставку компьютерного оборудования для 20 человек с 1 по 10 класс из 15 образовательных учреждений, педагоги прошли соответствующую подготовку. После поставки компьютерной техники дистанционное обучение станет реальностью.

- Расскажите, пожалуйста, что такое новые образовательные стандарты?

  • Одним из важнейших результатов разработки стандартов второго поколения явилась поправка к ст. 7 Закона РФ "Об образовании" в определении понятия стандарта. В предыдущей версии оно было таким: "Стандарт - это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника". Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Эти "три т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Главным элементом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства, выявленных в результате социологических исследований. На основе обобщённых требований был разработан документ "Планируемые результаты". Первое "т" будет являться основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.

Требования к структуре основных образовательных программ - это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации. Последняя включает в себя программу по работе с семьёй и т. д. Это большое число нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы и обеспечивающих достижение планируемых результатов. Этот документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.

В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "т" - требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, - достижение планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.

Система "трёх т" требует квалифицированных учителей, абсолютно соответствующих СНиПам и СанПиНам зданий, соответствующей материально-технической базы, информационных ресурсов, спортивных сооружений, библиотек, которые отвечают требованиям стандарта.

- Когда начнётся переход на новые образовательные стандарты в школах района?

  • Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты в Тюменском районе первой будет осуществлять Винзилинская начальная школа, которая приказом департамента образования и науки Тюменской области утверждена в качестве пилотной площадки, участвующей в апробации федеральных образовательных стандартов начального образования. В этом году администрация и учителя школы прошли обучение, сформирован новый учебный план и перечень дополнительных образовательных услуг, которые педагогам Винзилинской начальной школы предстоит апробировать в 2010-2011 учебном году.

Мы прекрасно понимаем, что внедрение современных стандартов не должно превратиться в пустую формальность, а должно реально изменить к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.

Опыт работы "пилотной" площадки (положительные и проблемные моменты) в течение учебного года мы будем освещать на совещаниях руководителей школ и их заместителей, заседаниях районного методического объединения учителей начальных классов. Мы должны выполнить главную задачу - подготовить руководителей и педагогические коллективы к внедрению новых образовательных стандартов во всех школах. Кстати, эта работа проводится далеко не во всех субъектах Российской Федерации, а лишь в 14. Её главная цель - получить не некий предметный результат, а ребёнка, который будет успешен.

Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация - отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.

- Какая роль при этом отводится дошкольному образованию?

  • По мнению учёных, даже не школьное, а дошкольное образование формирует базу личностного развития, базу образования для современного человека. Именно поэтому в области и районе проводится целенаправленная работа по развитию дошкольного образования. Тем не менее, из 4957 детей "столичного" в возрасте с 3 до 7 лет 26,7% стоят в очереди на получение места в детском саду. Поэтому наша задача на 2010-2011 учебный год - открыть дополнительно 2070 мест, обеспечить охват образовательной услугой 95 % детей с 3 до 7 лет и значительно снизить очерёдность.

Есть и реальная возможность добиться этих результатов, тем более что сегодня на территории района строятся не только государственные детские сады, но и частные: открылось и получило лицензию автономное некоммерческое образовательное учреждение детский сад "Моё солнышко" в д. Патрушево.

- Каковы особенности системы работы с талантливыми детьми?

  • Одной из приоритетных задач мы считаем совершенствование системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.

В этом направлении у нас также имеются определённые результаты: увеличилось количество школьных научных обществ и детей, занимающихся исследовательской деятельностью; во всех школах организованы предметные кружки; растёт число их участников; расширяется спектр творческих конкурсов различного уровня, увеличивается количество победителей областной научно-практической конференции "Шаг в будущее".

Мы с полной уверенностью можем сказать, что в районе сложилась определённая система поддержки талантливых детей. В рамках нацпроекта поощряются победители и призёры конкурсных мероприятий различного уровня. На эти цели из местного бюджета было выделено 613000 рублей

Инициативой "Наша новая школа" предусматривается поддержка талантливой молодёжи, как в области спорта, так и в области культуры. Наши дети при поддержке администрации района выезжали на российские конкурсы и форумы (например, воспитанница Каскаринской школы искусств в г. Сочи или учащиеся Янтыковской школы в г. Москву).

По инициативе областной федерации лыжных гонок и биатлона и при поддержке Думы Тюменской области на базе Червишевской средней школы созданы спортивные профильные классы. Первый год работы был результативным и показал, что проект имеет право на жизнь. В 2010-2011 учебном году в спортивных классах будет обучаться 45 человек.

Традиционные формы работы с талантливыми детьми будут реализовываться и в следующем учебном году. Под эгидой управления образования начнёт работу районная школа одарённых детей "Интеллект".

- "Наша новая школа" предъявляет новые требования к учителям. Какова система воспитания педагогов новой волны?

  • С нового года вступает в силу новый порядок аттестации педагогических кадров. Специалисты управления образования уже провели обучающий семинар с администрациями всех образовательных учреждений, планы на местах скорректированы.

Росту профессионализма способствовало участие в областных мероприятиях. Так, в рамках Года учителя были организована ярмарка педагогических идей, которая позволила учителям района не только посетить другие территории (Тюмень, Тобольск, Голышмановский район, Юргинский район), но и поделиться своим опытом работы. В Тюменском районе площадки были открыты на базе Ембаевской школы и Винзилинской начальной школы.

Кроме того, управление образования района вышло с инициативой в адрес Тюменского областного института развития регионального образования о разработке творческого проекта "Новой школе - новый учитель". Мы искренне надеемся, что при финансовой поддержке администрации района данный проект будет успешно реализован.

С целью привлечения в школы молодых специалистов разработана система четырёхсторонних соглашений, в которых предусмотрены различные социальные гарантии. В прошлом учебном году такие соглашения заключены с 24 педагогами, в этом к ним прибавится ещё 14.

Действует и механизм поддержки лучших учителей. На эти цели только за последний год было выделено более 1,5 млн. рублей.

- Национальная образовательная инициатива предполагает изменение облика образовательных учреждений и их инфраструктуры.

  • С этой целью на проведение капитального ремонта и приведение зданий в нормативное состояние из областного бюджета выделено 270 млн. руб. и более 2 млн. руб. на эти цели направили главы муниципальных образований.

В этом году 12 образовательных учреждений привели в соответствие с требованиями надзорных органов. Всего в районе привели в нормативное состояние 35 % (22) образовательных учреждений.

Решение задач по изменению школьной инфраструктуры невозможно без учёта тенденций развития информационного общества и влияния процессов информатизации на образование. Кстати. Это один из основных вопросов, рассматриваемых на августовских педсоветах всех уровней.

Количество компьютерной техники в школах района в целом позволяет обеспечить качественный образовательный процесс. Из 560 компьютеров, задействованных в организации обучения, 200 заменили в этом году за счёт областного бюджета и при поддержке депутатов областной Думы, а также приобрели 8 интерактивных досок. На замену традиционным партам и столам придёт разноростовая, регулируемая мебель.

На оборудование медицинских кабинетов израсходовано почти 1,5 млн. рублей, процедуру лицензирования прошли медицинские кабинеты всех школ.

Работа по ремонту и приведению в нормативное состояние образовательных учреждений позволяет нашим школам быть конкурентоспособными на уровне области. Так, в конкурсе "Лучшая школа Тюменской области" приняли участие 4 образовательных учреждения, а Янтыковская школа стала победителем в номинации "Лучшая школа с этнокультурным компонентом".

- Что делается в школах района для сохранения здоровья детей?

  • Горячее питание организовано для 99,9 % обучающихся (по области - 97,3 %). Дополнительно из муниципального бюджета были выделены средства на организацию бесплатного питания учеников первой ступени обучения. 2 млн. 46 тыс. бюджетных рублей выделены для организации бесплатного питания учащихся начальной школы в этом году. Расписание занятий во всех образовательных учреждениях района составлено с учётом гигиенических требований и согласовано с Роспотребнадзором. Доля детей, регулярно занимающихся спортом, в районе составляет 42 %. В итоге удельный вес здоровых детей поддерживаем на уровне 86,7 %.

В этом году в учебные планы ввели дополнительный третий час физкультуры, есть договорённость, что занятия будут проводиться не только в спортивных залах школ, но и на базе спорткомплексов и площадок муниципальных образований.

- Ваши пожелания коллегам в новом учебном году?

  • Хочу поблагодарить педагогическое сообщество "столичного" за большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем учебном году достичь хороших результатов. В этом успехе есть частица труда каждого работника системы образования. А потому хочу пожелать педагогам района счастья, здоровья, успехов, радости творчества и новых свершений на благо образования столичного района.

Отвечая на вопрос, готовы ли педагоги района к переходу на новые образовательные стандарты, хочу подчеркнуть: Тюменская область и наш район органично вписываются в систему новых требований и стандартов. Многое из того, что другим предстоит апробировать, мы уже применяем на практике. Поэтому перемены закономерны, они соответствуют духу времени, задачам, которые перед нами ставят власти, и во многом нашим взглядам.

Беседовала Татьяна ЮРТИНА.