Мы уже не раз рассказывали о ребятах, отслуживших в рядах Российской армии. Свой гражданский долг отдал и сладковец Валерий Мутовкин.
– Призвали меня в 2009 году. Служил в ракетных войсках стратегического назначения. Срочная тогда была уже год. Сначала четыре месяца пробыл в городе Знаменске Астраханской области, потом ещё восемь – в Йошкар-Оле (республика Мари-Эл), – рассказывает Валера.
– О-о, Астрахань – край знаменитых арбузов, – замечаю я.
– Да, нам тоже говорили, что будем ими каждый день питаться, а я, сколько пробыл там, ни одного в глаза не видел, – смеётся в ответ мой собеседник.
Климатические условия в местах службы были разные. В Знаменске температура воздуха нагревалась порой до плюс пятидесяти – шестидесяти. Жара невообразимая! В Йошкар-Оле стало полегче – климат схож с нашим, сибирским. Акклиматизация прошла почти безболезненно.
– До армии отучился в Сладковском ПУ-20, получил специальность автомеханика. Права пригодились – служил водителем на «МАЗ-543». Это вроде дома на колёсах с необходимыми удобствами. На этих машинах мы отправлялись на учения. В них жили офицеры. Там, в лесу, мы МАЗы разворачивали, охраняли, потом обратно сворачивали и в часть, – объясняет Валерий.
– Оружие-то в руках держал? – интересуюсь я.
– Конечно, у нас были АКМ-47.
– Помнишь номер своего автомата?
– Наизусть! Меня даже если разбудить ночью, тут же вспомню, – отвечает с улыбкой бывший солдат. И в подтверждение своих слов произносит заветные цифры.
«Как трудно быть собой, когда шагает строй» – помните эту песню из нашумевшего в своё время сериала «Солдаты»? Да, безусловно, у каждого армейца свои воспоминания о службе, но в целом она везде одинакова. Обычный распорядок дня – физическая, огневая подготовки и другие – до самой команды «отбой».
– Мы и бегали, и подтягивались, и по тревоге ночью строились. Но всё равно особо, мне кажется, нас не грузили. На свою физподготовку не жалуюсь. До армии ходил на тренажёры, занимался рукопашным боем под руководством А.Н.Баженова. Да и вообще сельский парень, потому и выносливый был, хотя и худой. Сейчас даже побольше стал, армейская форма (она 46-го размера) мне мала стала, – говорит Валерий.
Армия – это не у мамы в гостях. И всё же Валерий не считает год потерянным.
– Служить я не ради военного билета шёл. Мне и своего водительского удостоверения достаточно. Просто так надо. Сослуживцы нормальные оказались. Командиры тоже. Дедовщины особенной не было. Да и какие «дедушки», если в призыве разница полгода! – высказывает он своё мнение.
После демобилизации Валерий вернулся домой, в родное Сладково. Здесь и остался. Теперь у него дом, семья, работа (он водитель). Каждый, кто знает Мутовкина, отмечает его серьёзность, ответственность. Очень важные для мужчины качества. Кстати, в семье Валерия сразу две Валерьевны – жена Евгения и дочь Ксения.
– Дочка папой гордится? Знает, что в армии служил, что солдат?
– Ой, да она маленькая, не понимает ещё. Но фотографии всегда с интересом рассматривает, лепечет: «Папа, папа», – смущённо улыбнулся мой собеседник.
Знаете, я выросла в семье, где отец служил (правда, в советской армии), и для меня не было увлекательнее занятия, чем рассматривать папин дембельский альбом. Был период, когда престиж армии немного пошатнулся, но отрадно, что сейчас наступило другое время. Ксюша подрастёт и будет говорить с гордостью: «А мой папа служил!».
Фото Елены Данильченко