В январе этого года отмечает своё 80-летие наш земляк Анатолий Фёдорович Шорохов – один из ведущих живописцев Крыма, автор героико-батальных композиций из истории полуострова и целой галереи портретных образов военной и творческой интеллигенции.
Будущий художник родился 19 января 1935 года в г. Владивостоке, куда родители переехали из деревни Огнёво Казанского района. Начальную школу Анатолий закончил на родине своего отца в селе Большая Ченчерь того же района. После возвращения Фёдора Васильевича с фронтов Советско-финляндской и Великой Отечественной войн семья перебралась в Ишим.
Анатолий с четвёртого класса занимался в изокружке Дома пионеров, а потом в изостудии при Доме культуры под руководством Г.И. Шарапова. Определившись со своим призванием, он после окончания семилетки в городской школе № 1 стал работать художником в кинотеатре им. 30-летия ВЛКСМ. Отслужив в армии в одной из московских частей, Анатолий устроился художником в городской Дом культуры в Ишиме.
В 1958 году он поступил в художественное училище памяти 1905 года в Москве. Уже будучи студентом, начал публиковать свои рисунки в газетах. Получив диплом художника, в 1963 году приехал по приглашению в город Севастополь, ставший для него родным.
В редакции газеты «Слава Севастополя» Анатолий проработал художником 33 года. В 1977 году его приняли в Союз журналистов СССР.
В 1964 году Анатолий Шорохов поступил в Московский полиграфический институт; с этого времени начинается плодотворное сотрудничество с крымским издательством «Таврия», где им было оформлено более пятидесяти книг.
Всего художником выполнено около девяти тысяч живописных и графических работ. Он называет себя «хроникёром» – действительно, масштаб личности и творчества этого живописца и блестящего рисовальщика уникален. В своих работах он отразил историю своей страны и Севастополя на протяжении полувека, документально и художественно запечатлев своё время.
«Севастополь вошёл в мою жизнь с детства, когда мы ещё жили в Сибири. Тогда шла война, и вести о героизме и стойкости севастопольцев доходили до самых глубинок огромной страны. Я и сейчас отчётливо помню, как мы, мальчишки, восторгались мужеством защитников города. Об этом рассказывали взрослые, говорилось в сводках Совинформбюро, многие эпизоды обороны показывали в кинохронике. Наверное, это вполне естественно, что я уже в детстве «заболел» севастопольской темой: рисовал моряков в тельняшках, бросающихся под вражеские танки, чтобы преградить им путь к городу; корабли, ведущие огни по наступающим гитлеровским войскам», – вспоминает художник.
В зрелые годы художник становится автором ряда монументальных полотен: «Строительство Севастополя», «Синопской бой», «Очаковцы», «Высота», «Северная сторона. 1941 год», «Победа», «Восхождение» и многих других.
Жанровые и батальные картины в наше время очень редки. Для их создания требуются философское осмысление событий, особое композиционное мышление, мастерство в изображении человеческой фигуры. Анатолий Шорохов прекрасно справляется с этими задачами.
«Синопский бой» – монументальное полотно, как по композиции, так и по размерам. Художник изображает сражение, произошедшее на Чёрном море в 1853 году, когда в результате удачных манёвров адмирал П.С. Нахимов одержал крупную победу над турецким флотом.
Картина «Противление» – это философское осмысление героической способности человека противостоять бедам и силам зла. Мощный круговорот стихии обрушивается на людей, которые мужественно стараются ему сопротивляться. Идёт борьба не на жизнь, а на смерть.
Тема войны и подвига волнует художника всю жизнь. Он написал серию портретов ветеранов войны – тех, кто отстоял нашу Родину на фронтах Великой Отечественной. В каждом портрете – глубокая благодарность этим людям за то, что они сделали во имя будущего.
Анатолий Шорохов создал сотни крымских пейзажей, натюрмортов, портретов.
В 1985 году к 50-летию окончания войны была написана картина «Победа». И сейчас, всматриваясь в это полотно, поражаешься тому настроению триумфа, радости, восторга, которое художник передал столь лаконично, что работа могла бы прекрасно вписаться в плакатное искусство военной эпохи как его завершающее звено, как мощный аккорд. Парящая фигура ликующей девушки, реально земной, в то же время перекликается с образом Ники – греческой богини победы. Подобны её крыльям поднятые руки девушки-воина и развевающееся боевое знамя. Женщина, парящая в небе, – это гимн наступившему миру, олицетворение надежды и счастья, олицетворение будущего. Она – символ Родины и самой жизни.
В свой нынешний юбилей Анатолий Шорохов, член Союза художников Украины и России, считает драгоценным для себя подарком возвращение Крыма и Севастополя в Россию.
К 70-летию Победы в Ишиме готовится к изданию альбом, посвящённый творчеству нашего знаменитого земляка.
Ишимскому историко-художественному музею Анатолий Фёдорович прислал в подарок два живописных полотна и 10 рисунков; в скором времени их можно будет увидеть в экспозиции.
Валерия Лузина,
искусствовед.