В истории каждого народа есть такие периоды, когда наиболее ярко проявляются его талант, стойкость, самоотверженность, ум и безграничная любовь к свободе. Это время – своеобразное испытание его национальных черт, гражданского долга, любви и преданности своей Родине. Для нашего народа, который еще недавно назывался советским, таким испытанием стала Великая Отечественная война. Когда люди разных национальностей, спаянные узами братства и дружбы, совершили великий беспримерный подвиг. Ценой огромных усилий и жертв, ценой невиданных лишений они сумели отстоять свою Родину, победить сильного, жестокого и коварного врага – немецкий фашизм, который нес смерть и порабощение всему прогрессивному человечеству.
Все дальше и дальше уходит от нас то героическое время. И чем дальше, тем больше «новых историков», стремящихся доказать, что Великой Победы не было. Им кажется, что поколение победителей навсегда ушло с исторической сцены, не оставив достойных наследников, а сознание наших современников, особенно молодежи, можно изменить теперь без труда. Что и делается самым наглым образом. Через средства массовой информации. И потому назрела необходимость – всем и каждому, в ком жива историческая память и преданность Родине, снова встать на защиту наших завоеваний, на защиту подвига отцов и дедов, сломавших хребет фашистскому зверю в далеком славном 45-ом году. Надо всеми средствами, всеми государственными и общественными институтами, всем миром защищать правду о Великой Победе, доносить ее до сознания новых поколений.
Особая роль принадлежит в этом школе. На уроках истории, уроках русского языка и литературы учителя имеют возможность на примерах великих исторических личностей, на примерах героев художественных произведений воспитывать любовь и уважение к героическому прошлому своего народа, к своей Родине. Что и делается в нашей Шишкинской средней школе.
А еще у нас практикуются уроки мужества и уроки памяти. Нынче, в год Великой Победы, очень актуальна тема защиты своего Отечества, земли своих предков. Я – литератор. И на своих уроках и классных часах веду с ребятами речь о величии подвига нашего народа во все времена его существования в истории. Стараюсь заронить в умы и сердца детей зерна патриотизма и чувства гордости за Россию.
Д. Лихачев сказал: «Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединяемым с прошлым. Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». Немаловажную роль здесь имеет обращение к прошлому своего родного края, родного села.
Очень порадовала меня такая новость: «Тюменским издательским домом» выпущена книга «Адреса Победы». В ней рассказывается обо всех улицах в городах и селах юга Тюменской области, которые носят имена героев Великой Отечественной. И я обязательно познакомлю своих учеников с этой книгой. Мы все должны знать, кому обязаны сегодняшним мирным днем. А еще у меня задумка – порыться в подшивках старых газет, которые выходили в двух районах, Дубровинском и Вагайском, ставших потом одним целым. Хочется сделать из них выписки. Например, из писем, адресованных с фронта, или, наоборот, на фронт.
Некоторые письма, кстати, приведены в книге Н. Плесовских «Страницы истории». А так же другие информационные материалы о том, как сражались на фронте и трудились в тылу наши деды и бабушки.
Вот заметка по Ашлыкскому льнозаводу, который поставлял для военной промышленности стратегическое сырье.
За первый квартал 1943 года завод выполнил план на 132 процента. И на 125 процентов обязуется выполнить план апреля как трудовой подарок к 1 Мая.
Приводятся здесь и фамилии передовиков, с указанием их должностей. Стахановцами производства названы мастер смены Н. Трубин, загрузчицы чашуйки П. Матаева и М. Охалина, бригадиры питателя А. Охалина и З. Матаева, бригадир турбины М. Бодрова, работница бельгийского колеса С. Бакланова, бригадир сушилки А. Бакланова, машинист С. Просвиркина, слесарь А. Домнина, замочницы А. Бакланова и К. Хмельнина, подвязчица длинного луба П. Бодрова.
Привлекает внимание то, что на производстве – одни женщины. И это понятно: мужчины, те, конечно, на фронте.
Автор заметки А. Крачковская завершает ее такими словами: «Применяя стахановские методы работы, коллектив Ашлыкского льнозавода держит областное переходящее Красное Знамя».
А вот письмо сына-фронтовика отцу, кузнецу колхоза им. Молотова Ашлыкского сельсовета Н.П. Малюгину. Сын Филипп сообщает: «Папа, поздравь меня со второй правительственной наградой – орденом Красной Звезды…».
Как поясняется в заметке, первая награда Филиппа - орден Отечественной войны. А еще рассказывается о том, что на начало войны этот парень служил на Дальнем Востоке, но, узнав о смерти младшего брата Якова, попросился на Западный фронт, где воюет храбро и отважно.
Нынешним школьникам, конечно же, интересно знать, как жили в войну их сверстники. И в книге приводится немало газетных заметок из жизни школ.
Ученики Пузыревской начальной школы в течение 1942-43 учебного года отправили 15 посылок на фронт. На летних каникулах заработали 6050 трудодней, помогая родному колхозу в прополке посевов, в обработке картофельных посадок и в копке. Кроме того, собрали 56 центнеров колосьев, за что Вагайский райисполком вручил коллективу этой школы Почетную грамоту.
«Пионеры и школьники Куларовской неполной средней школы выработали летом 42-го года 8321 трудодень. Собрали 156 ц. золы, 13 ц. птичьего помета, 12 центнеров семенного материала – верхушек картофеля».
Надо помнить, что зима 41-42-го года была очень тяжелой, голодной. И ту же картошку люди ели со счета. И со счета весной садили, только верхними срезками, как теперь говорим, глазками. Мелькают фамилии ребят, которым работа в колхозе не мешала отлично учиться: ученик 3 класса Пузыревской начальной школы Южаков Миша, ученик 4 класса Еланской начальной школы Сайбуллин Ахмет, ученик 7 класса Казанской средней школы Манняпов Яхья…
А про четверых друзей-семиклассников Куларовской школы Полуянова Федю, Патрахина Гришу, Москвина Митю и Москвина Шуру сказано, что они в летние каникулы заработали свыше 320 трудодней.
Попала мне на глаза и заметка о районном слете пионеров и школьников, который прошел в апреле 1943 года.
Есть информации о том, как руководство страны, в частности руководство района, заботилось о том, чтобы в тяжелые голодные зимы дети получали в школе завтраки.
Такие вот бесценные сведения сохранили для нас печатные источники. И это именно тот материал, который прежде всего следует использовать в патриотической работе. Ведь это наши примеры, местные. Тем более что живых свидетелей, очевидцев тех лет почти уже не остается. По нашему сельскому поселению нет уже ни одного участника войны.
Кстати, уроки мужества и уроки памяти мы проводим не только в стенах школы, но и у памятника землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Этот памятник стоит на въезде в село Шишкина. Установлен он в ноябре 1968 года. Помню, как все происходило.
Привезли к расчищенной площадке четыре огромных ящика, в которых находились фрагменты этого памятника. Бригада крепких мужчин принялась за его сборку. И каменные детали в течение считанных часов превратились в солдата-исполина. А весною, в мае, мы пришли с пионервожатой сюда, чтобы посадить черемуху и акации. Разбили клумбу с цветами. И все лето бегали поливали посадки, чтобы они не погибли от палящего солнца. Торжественное же открытие памятника почему-то не помню, об этом пишу со слов моих коллег-учителей.
Замерли лица людей. Застыли в постойке «смирно» фронтовики-ветераны. Замер торжественный строй пионеров. Под звуки горнов и барабанов падает покрывало. Вот он, воин-победитель! Как будто только что вернулся из боя. Стоит в пыльной шинели, сжав в усталой руке автомат. И о чем-то крепко задумался, глядя вниз со своей «высотки». Стоит солдат, склонивши в глубокой печали голову. Взгляд суров и сосредоточен, брови нахмурены, губы крепко сжаты. Все выражение его лица говорит о боли за погибших товарищей, о тревоге за землю русскую. Полы длинной шинели развевает недобрый ветер. И вся напряженная поза солдата - знак того, что никак нельзя расслабляться. Сам-то он готов хоть сейчас в новый бой за свое Отечество.
А внизу, на мраморных плитах идут строчки имен тех, кто пал на полях сражений. Больше других фамилий – Баклановы, Плесовских, Южаковы, Малюгины. Есть Засорины, Желнины, Пенежины, Ананьины, Шестаковы, Шишкины, Созоновы, Матаевы, Ишимцевы, Пузыревы, Макаровы, Реневы, Назаровы…
Все эти воины были жителями Ашлыкского сельсовета, переименованного затем в Шишкинский. А вот деревни, из которых они уходили: Давыдовка, Евстафьева, Александровка, Ларина, Кузина, Дуброва, Шишкина, Желнина , Больше-Бакланова и сам центр сельсовета – село Ашлык.
Всего было призвано на войну 250 человек, 167 из них не вернулись. И далеко не у всех погибших продолжается род. Ведь кто-то ушел на эту войну безусым мальчишкой.
Не пришли мальчишки домой, не стали мужьями и отцами, не народили детей. Так повыкосила война деревни, многие из которых сошли теперь на нет. На территории нашего поселения на сегодня осталось только два населенных пункта – село Шишкина и Ашлык. В последнем от прежнего количества дворов и половины не насчитаешь.
И так почти по всем областям необъятной нашей страны. Есть о чем нам задуматься, всем, кому дорога Россия.
Галина КРОО, учитель русского языка и литературы
с. Шишкино