Приветливой улыбкой, весёлыми прибаутками встретил меня ветеран Великой Отечественной войны Григорий Петрович Землянов. Совсем не верилось, что ему без малого 104 года.
Родился и вырос Григорий Петрович на Земляновской территории.
– Мой отец Пётр Егорович был пахарем, приходилось работать и лесничим. Я за ним везде бегал, многим полезным для жизни умениям у него научился. Время тогда было неспокойное, шла Первая мировая война. Отец в ней не участвовал. Я пошёл в школу уже в 20-м году, окончил четыре класса. Учился старательно, часто в моих тетрадках учительница красным карандашом ставила оценку «хорошо». Дальше на учёбу родители меня не отправили, помогал им по хозяйству. Перед армией работал секретарём Земляновского сельсовета.
Служил Г.П. Землянов в 56-м гаубичном артиллерийском дивизионе, который базировался на небольшой станции в семи километрах от Владивостока. По его словам, в военной части поддерживалась строгая дисциплина. Каждые десять дней служивым выдавали пайки с сахаром-рафинадом и куревом, выплачивали по 12 рублей в месяц. Два года солдат Землянов исправно служил писарем при штабе. Командир части лично просил его остаться на сверхсрочную службу в должности делопроизводителя. После окончания Уссурийского военного училища Григорий был назначен начальником продовольственной службы воинской части.
– Смотрите, у меня сумка сохранилась, получил её, когда поступил в училище, – вспоминает ветеран. – Нас тогда одели «с иголочки»: в куртки, синие брюки-галифе и блестящие хромовые сапоги. Они тоже до сих пор живы, вот какая крепкая вещь. Стать начальником продовольственного снабжения я не сразу согласился, боялся, не справлюсь. Командир части поддержал: «Всё у тебя получится, где мы поможем, а где и накажем». Пришлось отвечать за организацию питания офицеров и солдат.
В июле 1938 года на дальневосточной границе СССР обострилась ситуация из-за оспаривания Японией принадлежности территории у озера Хасан. Советские войска вынуждены были вступить в бой с Японской императорской армией. Артиллерийский полк, в котором служил Григорий Землянов, тоже участвовал в Хасанском сражении. По его воспоминаниям, задолго до этого военного столкновения японцы постоянно обстреливали пограничные наряды и население приграничных сел и деревень. На советскую территорию засылали диверсантов, устраивали провокации и на море, и в воздухе.
– Пограничная застава была небольшая, японцы напали внезапно и сжали группу в кольцо. Оставался единственный выход – прорвать вражеские цепи в рукопашном бою, – рассказывает Григорий Петрович. – Выживших осталось мало, когда на помощь прибыл стрелковый полк. Регулярные войска Красной армии вступили в войну позже. Я в самих боях не участвовал. Как командир дивизиона по снабжению, обеспечивал воевавших пропитанием, но отлично помню те страшные дни. Когда остановили японцев, верили, что будем снова жить спокойно.
Во время очередного отпуска молодой военный Григорий Землянов в родных краях встретил свою суженую Прасковью Ивановну Пономарёву. Она была из Усть-Ламенки, познакомились в кино в посёлке Катышка. Бравый солдат сразу влюбился в миниатюрную золотоволосую красавицу и увёз её с собой на Дальний Восток, где прожили шесть лет. Они как раз пришлись на годы Великой Отечественной войны. Дивизион, в котором служил Г.П. Землянов, продолжал охранять дальневосточный кордон.
В 1942 году у Земляновых родился сын Анатолий.
– Мне повезло с женой, мы вместе прожили 73 года, – рассуждает ветеран. – Конечно, без разладов в семье не бывает, но надо прощать обиды, уважать и любить друг друга.
После демобилизации, осенью 1946 года, чета Земляновых поселилась в посёлке Голышманово. По воспоминаниям Григория Петровича, тогда здесь стояли полуразвалившиеся лачуги и грязь была кругом непролазная.
Электричества не было, пользовались керосиновыми лампами. Они купили маленькую избу, позже на её месте построили дом, в котором ветеран живёт до сих пор. В 1947 году родилась дочь Надежда. Капитана в запасе Землянова пригласили на работу в военкомат. Спустя несколько месяцев он устроился в заготзерно счетоводом. В этой организации Григорий Петрович проработал 24 года, оттуда вышел на заслуженный отдых. Сил ещё было много, развёл живность, трудился на своём подворье. Совсем недавно крепкого пенсионера стало подводить здоровье. Близкие всегда начеку. Внучка Елена Ковалив живёт в соседнем доме. Она – медсестра, заботится о здоровье дедушки. Каждый день в отчем доме бывает и дочь Надежда Колегова.
– Зову его к себе, живу в пятиэтажке, в благоустроенной квартире, он ни в какую не соглашается, – рассказывает Надежда Григорьевна. – Всё время говорит мне: «Скажи спасибо, что у меня ясный ум». Папа – честный, не жадный и такой аккуратист. В молодости был красивым, статным, он и сейчас всегда следит за своим внешним видом. Даже по дому ходит в рубашке и брюках, вот только прихворнул немного, расстроился, что зрение пропало. Он же газеты читал постоянно. Старается быть в курсе происходящих событий, нас теперь обо всём расспрашивает. У папы три внука и внучка, четыре правнука. Внешне отец похож на своего деда Егора и хорошие гены от него унаследовал, тот тоже жил больше ста лет.
– Я ведь родился в 1911 году при царе Николае Александровиче Романове, – немного отдохнув, вновь вступил в разговор Григорий Петрович. – Сто три годика прожил, ой, много. Скольких руководителей нашей страны я пережил: Ленина, Сталина, Хрущёва, Брежнева, Горбачёва, Ельцина. Теперь вот Путин правит.
– В какое время жилось лучше? – интересуюсь я.
– А кому на Руси жить хорошо? Никто до сих пор не знает ответа на этот вопрос. Думаю, простым людям всегда живётся нелегко. Надо работать, тогда жизнь будет лучше. В мои годы жить уже неинтересно, здоровье-то плохое. Дочка с внучкой готовят мне разносолы, а я почти не ем. Всё больше лежу. Участников войны совсем мало осталось. Их было 60 только в заготконторе, когда я начинал там работать. Недавно умер мой друг Иван Петрович Глухарев. Земля ему пухом. Сколько всего пережито...
Фронтовик Григорий Петрович Землянов награждён орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За победу над Японией», «За боевые заслуги» и юбилейными.
О трагических и славных событиях большей части века, в котором жил Г.П. Землянов, современники знают только из учебников, фильмов и книг, рассказов бабушек и дедушек. Мы должны помнить и уважать поколение победителей 1945 года, чтобы нить памяти не прервалась, не забылись жестокие уроки истории.
Фото Алексея БОДРОВА