Восьмилетний сын моей подруги любит подраться. Жалобы других родителей и постоянные вызовы в школу «на разборки» к директору в этой семье стали почти нормой. «Мальчишку не переделать», – вздыхает подруга. Недавно выход из положения нашелся, драчуна записали в секцию бокса.
Интересно, что если вернуться лет этак на 200 назад, объяснение боевому характеру мальчика найти совсем не сложно. В 18-19 веках в Тюмени были популярны кулачные бои, которые, вопреки расхожему мнению, не были банальными драками, это была особая культура со своей иерархией и правилами.
Теплые ребята
По большим праздникам рабочая Тюмень развлекалась нехитрым занятием – кулачным боем. На него выходили целыми районами. Годами сражения происходили в одних и тех же местах – на Туре, возле железнодорожного вокзала, у водокачки. Главными заводилами в этом деле были артели кулачных бойцов, в Тюмени их называли «парижанами», «бусаргой» или просто «тёплыми ребятами». Почему «парижане»? Видимо, не забылась ещё французская революция 1871 года – восстание городских низов, а может, полюбился местной шпане наигрыш «Парижанка»?
Каждая артель контролировала свой район и строго наказывала чужаков, нарушавших его границы. Во главе артели, или ватаги, как называли её в Тюмени, стоял атаман. Настоящее имя атамана обычно заменяла кличка – Аркашка-Стрекулист, Коля-Петушок, Ванька-Каин. Он принимал в артель новых бойцов, вершил суд над провинившимися и руководил боем. Если во время стычки атаман бросал перед собой на землю шапку, это означало приказ стоять насмерть.
Обычно у атамана было два-три помощника (один из них звался есаулом), но главной ударной силой служили «старые бойцы» (они же «записные»). Остальные ватажники именовались «рядовичами» и во время боя должны были прикрывать атамана и записных. А вот «задиры» или «зажигальщики» славились скорее острым языком, нежели кулаками. Они выходили вперёд перед стеношным боем, чтобы специально приготовленными дразнилками, частушками, а то и просто ершистыми словечками раззадорить противника, выставить его на посмешище.
Тюменского кулачника видно было за версту: огромные шаровары, калоши на босу ногу, картуз, рубаха с воротником до ушей, а поверх неё пиджак, одетый на одну руку. Широкие штаны давали большую свободу для ударов ногами. Калоши или сапоги прикрывали стопу и голень от ударов, а нередко и скрывали ножик за голенищем. В пиджак, по обыкновению, вдевали только левую руку, оставляя правую свободной для боя. Левый рукав хорошо защищал руку от ударов палкой или ножом. Бывалый «парижанин» по одёжке не только встречал, но и определял настроение соперника. К примеру, пиджак, одетый на одну руку, означал вызов, готовность к бою. Ещё большей дерзостью считалось накинуть пиджак на плечи, не продевая при этом руки в рукава – так демонстрировалось презрение к опасности. А вот если боец брал пиджак за ворот и перекидывал через плечо, все понимали – он хочет спокойно уйти, не участвуя в бое, и это его право.
Бою подайте!
Место стычки назначалось заранее, готовились к предстоящему сражению тоже заблаговременно. В это время бойцы обматывали рукава на запястьях кожаными ремнями, берестой или материей. «Кожанки» для боя готовили с лета. Для прочности их пропитывали дёгтем и высушивали на солнце. Особенно старались просмолить «напалок» (большой палец рукавицы), чтобы не выбить палец во время боя. Кое-кто заготавливал свинцовые кастеты и отливки, но их применение жестоко каралось: провинившегося окружали со всех сторон и избивали до полусмерти. Поэтому, отправляясь на бой, даже «тёплые ребята» оставляли дома привычные ножи-кастеты.
В назначенный день самые заядлые бойцы с гармонистом обходили округу, созывая товарищей. К месту схватки шли скопом, распевая под гармонь задорные частушки. На поле битвы вперёд выходили малыши-зажигальщики от семи до двенадцати лет, чтобы с криком «Бою подайте!» ринуться на противника.
Тюменский купец Николай Чукмалдин вспоминал в 1863 году, что порой происходило несколько предварительных стычек, и только в сумерках начиналась настоящая схватка с участием взрослых бойцов. В грандиозных свалках на льду Туры нередко сходилось по 500-600 участников. Бились, по свидетельству очевидцев, жестоко, напористо, яростно. Обычно уже через полчаса одна из сторон пробивала стенку и бросалась преследовать побеждённых. Картину эту созерцали многочисленные зрители, среди которых бывали именитые купцы, отцы города. Проникаясь всеобщим азартом, они притопывали ногами и кричали, что есть мочи: «Дерись наша! Даю четвертной на водку! Ставлю ведро!». Впрочем, азарт этот был скорее спортивным, настоящей злобы к противнику никто не испытывал.
Тюменские власти в целом смотрели на кулачные бои сквозь пальцы, нередко стражи порядка сами принимали в них участие, по крайней мере, в качестве зрителей. Периодические попытки искоренения бойцовской традиции не возымели никакого успеха. Когда в 1863 году тюменский городничий потребовал от толпы бойцов немедленно разойтись во исполнение указа правительства, то в ответ услышал: «Уйди, барин, у нас это испокон веков заведено». Полвека спустя полиция обливала собравшихся на речном льду бойцов ледяной водой из брандспойта – с тем же результатом. Даже советской власти долго не удавалось справиться с этой стихией. Когда в 1923 году милиция задержала участников боя в Мартовской слободке (район ТЦ «Гудвин»), те объяснили своё поведение вполне в духе времени: «Физическим развитием занимаемся. В спортсмены записались – большое удовольствие видим в этом!». По рассказам старожилов, последний кулачный бой, в котором участвовало всего 20 бойцов, состоялся в 1946 году.
Комментарий
Тюменский психолог Андрей Желонкин уверен, что в настоящее время рост интереса тюменцев к секциям единоборств объясняется негативными изменениями в нашей жизни. Ожесточение внешнего мира, рост социальной напряженности рождают в людях опасение и тревогу. И естественным желанием человека становится стремление стать сильнее, чтобы мир не подмял его под себя. В ситуации неуверенности даже не агрессивные по природе люди стремятся овладеть навыками самозащиты.
Что касается детей, то у них желание подраться – это своего рода выплеск накопившейся энергии. Детская гиперактивность, свойственная возрасту, может подтолкнуть как к творчеству, так и к драке.
Если родителям драчуна хочется отдать его в секцию единоборств, главное правило будет звучать так: «Ищите наставника». Хороший тренер способен научить ребенка не только грамотно наносить удары, но и вложить в голову ученика верную жизненную философию. А именно: силу нужно применять только в крайнем случае, тогда, когда это действительно оправданно».
Екатерина ПОНОМАРЕВА
Единоборствами в Тюменской области занимаются:
-
греко-римская борьба - 3105 чел.
-
рукопашный бой - 226 чел.
-
каратэ - 2313 чел.
-
вольная борьба - 1119 чел.
-
тэйквондо - 1485 чел.
-
дзюдо - 4874 чел.
-
бокс - 2530 чел.
-
айкидо - 604 чел.
-
борьба на поясах - 51 чел.
-
кикбоксинг - 1212 чел.
-
каратэ кеку синкай - 73 чел.
-
самбо - 278 чел.
-
ушу - 149 чел.
-
тайский бокс - 78 чел.
Всего: 20 097 чел. (По данным областного департамента по спорту и молодежной политике.)