У края огорода торчал сгорбившийся сухой подсолнух. Ветер шуршал лохмотьями его листьев. И он всё кивал и кланялся проходящим людям растрёпанной своей головой.
Отшумела в округе картофельная страда. На приусадебных участках уже чернела по-осеннему присмиревшая земля, комковато и неловко улёгшаяся на покой.
С трепетом переворачивает память страницы прошлого. Вот вся семья в сборе, занята копкой картофеля. Дочки смеются, вдруг перестают его собирать, останавливаются, разглядывают попавшуюся картофелину. Наверное, опять им поросёнок почудился или баба с перехватом в поясе. От нахлынувших воспоминаний Иван Миронович рассмеялся. А красота-то сейчас какая стоит! Осень, словно последнее откровение, выгоняет из себя без остатка самые лучшие краски. Горизонт весь в таинственной, туманной сетке холодящего осеннего воздуха не может не увлечь сейчас в свои вечные дали даже самого безнадёжного пессимиста. В такие мгновения, наверное, особо остро чувствуется ход времени.
Родился Иван Миронович в большой многодетной семье, в Александровке. Шёл 1938 год. Однажды ночью отца увезли из дома военные люди. За что? Да кто ж теперь знает? Забрав кое-какие вещи, уходя из дома, он попрощался с женой и детьми, больше семья его никогда не видела. На руках у матери осталось девять детей – мал мала меньше. Это была первая беда, пришедшая в семью Походных. Вторая – война. Надо отдать должное матери: работала день и ночь не покладая рук, всех детей она вырастила, вывела в люди.
– Между собой мы, ребятишки, жили очень дружно. Каждый, даже самый маленький, имел в семье свои обязанности. Старшие окружали заботой и любовью младших. Впоследствии полученный в детстве и юности навык взаимоотношений я и перенёс в свою семью. Это нам очень помогло, ведь с супругой вместе бок о бок 50 лет прожили. Всегда мы с ней стремились, чтобы в нашей семье было побольше радости, чистоты, достатка, – рассказывает Иван Миронович.
– Семейная жизнь, наверное, без шероховатостей не бывает, и наша не исключение, – добавляет к повествованию мужа Августа Фёдоровна. – У меня характер покруче будет, но старались понимать и прощать друг друга. А как без этого?
Всякое случалось в жизни супругов, но всегда они поддерживали друг друга. Совет да любовь – вот, пожалуй, одни из главных составляющих богатства их семьи, её «золотой запас».
В юности все краски жизни переливаются разноцветными россыпями. В городе Ялуторовске пересеклись жизненные пути Августы Фёдоровны и Ивана Мироновича. Именно в этот городок из далёкой Александровки и приехал паренёк получать образование – учиться на механизатора. Жил в общежитии, весь день пропадал на занятиях. Ну а как только наступал вечер – бегом на ближайшую танцплощадку. Здесь-то он впервые и увидел Августу, свою любовь. Нечаянно поймал на себе взгляд весёлой кареглазой брюнетки и в первый же вечер вызвался в провожатые.
– Давно это было… Правда, иногда кажется, что вчера, – улыбаясь, говорит Иван Миронович.
Молодые люди приглянулись друг другу, стали встречаться. У молодожёнов не было пышной свадьбы, просто зарегистрировались и всё. Не ошибся паренёк в своём выборе, его зазноба, как потом выяснилось, не только петь и плясать была большая мастерица, но и оказалась прекрасной хранительницей домашнего очага, верной женой, заботливой матерью для детей. Но вернёмся всё же к истокам их семейной жизни. Счастье, что солнышко, улыбнётся и скроется. Хочешь – не хочешь, а пришлось Ивану привезти молодую жену к матери в Александровку, а самому возвращаться в Ялуторовск – доучиваться. Но разлука для любви, что ветер для огня: слабую гасит, а большую раздувает. Скучали молодые очень сильно. Пришлось им за время разлуки эпистолярный жанр освоить в совершенстве. Так день за днём и приближалась встреча влюблённых супругов.
– Приехал и удивился: мать с Августой так сроднились, ну прямо не разлей вода стали, – вспоминает Иван Миронович.
Как ни хорошо было молодым в родовом гнёздышке супруга жить, а своё жильё всё же лучше. Стали молодожёны собственное гнёздышко вить, новый дом строить.
– В нём и поныне живём, – поясняет нам Августа Фёдоровна.
С порога, пройдя через небольшую кухню, сразу попадаем в глубину светлой комнаты. Такие помещения в домах старой постройки называются горницами. Везде чисто, нарядно, тепло и просторно.
– Вот здесь вырастили и выпестовали мы троих детей, – продолжает повествование Иван Фёдорович. – Сын у нас в Санкт-Петербурге обосновался, дочь Ольга – в Омске, одна Людмила на малой родине в Александровке осталась. Приходит каждый день, помогает. Дети подарили нам пятерых внуков – все парни. Сейчас вот из садика младшенького привёл, счастливую бабушкину заботу.
Давно уже находятся супруги на заслуженном отдыхе, у каждого за плечами имеется солидный трудовой стаж.
– Если бы можно было пережить всё заново, – говорит Иван Миронович,- то я опять прожил бы именно ту жизнь, которая осталась там, позади. Всё в ней есть для счастья: любовь, семья, труд. Имеется, конечно, и что-то несбывшееся, но это уже моё – сокровенное.
До золотой свадьбы уже рукой подать. Скоро гостеприимный дом супругов Походных наполнится радостными голосами. На юбилей приедут родные и друзья семьи, дети и внуки. А для Августы Фёдоровны и Ивана Мироновича этот праздник – лишний повод посмотреть друг другу в глаза и сказать: «Главное, что ты есть у меня!»
Ольга АНОХИНА
Фото Александра ПАПУШИНА