Женщинам, оставшимся в Великую Отечественную без мужей, досталось с лихвой: дети, дом, работа – все на них. Каждая, как могла, сражалась за победу на этих, своих направлениях. Наш небольшой рассказ об Агафье Владимировне Третьяковой, на долю которой выпал тяжелый труд в тылу...
Агафья Третьякова родилась в 1912 году в деревне Прохорово Армизонского района. Трудиться начала с малолетства – с десяти лет, наравне с взрослыми, гнула спину на полях, ухаживала за скотиной – без дела не сидела, ведь в совхозе работы всегда невпроворот…
Повзрослела, вышла замуж, родилась дочь… Когда началась война, Агафье не было и тридцати лет. Мужчины ушли на фронт и все тяготы лихолетья легли на плечи подростков, женщин, стариков…
- Мы голодали, замерзали, но никогда не роптали, - вспоминала труженица, - всем приходилось нелегко…
Весной, летом и осенью хлеб растили, убирали, жали, обмолачивали, а зимой снаряжали обозы с зерном для отправки их на фронт. В подводы впрягали быков, и, дабы срезать путь, до станции Омутинская добирались окольными путями – через заснеженные леса и поля… Впрочем, в то время и дорог-то, как таковых, не было – одно направление.
Поначалу Агафья Владимировна о тех событиях вспоминать не любила – тяжело было. И не только физически… Страшное время. Уже потом, десятки лет спустя, стала рассказывать своей внучке Ольге (которая, кстати, обеспечила ей спокойную, уютную старость и с глубоким почтением проводила в последний путь), каково приходилось в те суровые сибирские зимы, а уж она поведала воспоминание нам:
- Бабушка говорила, что в годы войны в лесах лютовали волки – их развелось видимо-невидимо, и не было ни одной поездки, когда бы их не «сопровождали» серые хищники, за которыми изначально закрепилась репутация безжалостных, чрезвычайно опасных и алчных существ. «Провожатые» бежали за подводами, но не след в след, а немного в стороне, неподалёку, плотоядно облизываясь, клацая зубами и подвывая… Судя по всему, их привлекал запах животных, ведь, как известно, у волков обострённое чутьё, а у голодных – тем более…
Не мудрено, что женщины на подводах тряслись от страха и «защищались», как могли – изо всех сил колотили палками по металлическим ведрам и тазам, которые специально брали с собой в поездку, громко кричали, тем самым надеясь отпугнуть серую стаю. Видимо, «шумовой» эффект всё же срабатывал – не было ни одного случая нападения волков на обозы …
Быки – медлительные животные, передвигаются неспешно, а до станции, почитай, несколько десятков километров. Поэтому с наступлением темноты женщины, боясь хищников, останавливались на ночёвку в деревнях и сёлах, которые попадались на пути. Хозяева охотно устраивали их на ночлег, обогревали и кормили, чем Бог послал, а утром подводы с зерном двигались дальше – всё для фронта, всё для Победы…
Указом Президиума Верховного Совета СССР в июне 1945 года Агафья Владимировна Третьякова была награждена медалью «За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг». На лицевой стороне медали изображён профиль Сталина с надписью: «Наше дело правое. Мы победили!». В копилке медалей эта награда была для неё самая дорогая, выстраданная…