Тяжёлое испытание выпало на долю советского народа в годы Великой Отечественной войны, особенно в 1941-ом, когда фашисты, нарушив мирную жизнь нашей страны, быстрыми темпами продвигались в глубь территории. Реальная угроза нависла над Москвой… Немало сынов Отечества положили головы за оборону столицы. В тех сражениях участвовал и наш земляк Д. А. Бердюгин из деревни Бердюгина. Его уже нет среди нас, но память о нём будет жить в сердцах односельчан, родных и близких людей.
- Мне навсегда запомнился рассказ отца об отступлении Красной Армии, - вспоминает дочь нашего героя Ф. Д. Фурнова. – Папа говорил, что это было очень страшно, чувствовалась какая-то опустошённость, ведь невозможно смириться с тем, что их гонят с родной земли. Его, как и других солдат, преследовали мысли - а что если возьмут Москву, там Урал, Сибирь, дом, семья... Как же так?! А немец, тем временем, рвался к златоглавой.
«Нас везли в теплушках по направлению к Москве, - рассказывал Дмитрий Анисимович. - Настроение было хуже некуда. Дорога сильно вымотала, все устали. Но когда поезд прибыл к конечной станции, мы вышли и увидели сибиряков - рослых, крепких мужиков в тёплых полушубках, шапках-ушанках, валенках, одетых по погоде (зима в тот год выдалась ранняя, с морозами), то сразу воспрянули духом. Их было столько, что и взглядом не охватить. Ну, мы фашистам дадим! Всё равно победим гадину!»
- Папа говорил, а сам смотрел куда-то вдаль, и плакал, не стыдясь скупых мужских слёз, - продолжает Фаина Дмитриевна. – Не часто приходится быть свидетелем подобных сцен…
Как же всё-таки важно было в тот момент поверить в себя, в силы Красной Армии, в страну, в которой живёшь. Москва не пала, и эта первая большая победа наших войск придала силы, вселила надежду, что враг обязательно будет разбит и изгнан с русской земли…
Дмитрия Анисимовича призвали в армию в июне 1940 года. Служил в артиллерии - сначала в Украине, потом в Оренбургской области. По своей мирной профессии наш земляк был трактористом. Пригодилось его умение и на войне - возил тяжёлые гаубицы на тракторе, звался лаборатористом. Воевать Дмитрию Анисимовичу довелось на Волховском фронте, Курской дуге, в составе Украинского фронта освобождал Польшу, Германию. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За освобождение Праги», орденом Отечественной войны II степени, а также юбилейными медалями. Войну закончил в звании младшего сержанта.Но и в послевоенное время Д.А. Бердюгин был настоящим бойцом, только сражаться приходилось на хлебном поле. До 1966 года работал трактористом, потом пересел на комбайн.
- Отец душой болел за свою землю, на которой трудился, - говорит Фаина Дмитриевна.
– Когда шла уборка – его практически не видели: уходил рано утром – мы ещё спали; домой приходил далеко за полночь по росе – мы уже спали. Если бывало, что заставали папу, то обязательно выбегали - только бы взглянуть, а он такой чумазый – одни зубы виднелись. Техника тогда такая была… Удивительный человек - спокойный, добрый, умеющий ладить с людьми, детей очень любил, а нас было семеро. Никогда не обижал мать Марфу Семёновну, жену Соломею Фёдоровну, даже плохого слова не говорил, ценил её и уважал…
За достижения в труде Д.А. Бердюгин награждён медалью «За освоение целинных земель», серебряной медалью «За успехи в народном хозяйстве СССР», значком «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». В 1967 году за высокие темпы и отличное качество уборочных работ ему присвоено звание «Мастер уборки». В этом же году Дмитрий Анисимович удостоен высокой государственной награды – ордена Ленина…
- Не могу не поделиться ещё одним фактом из жизни отца, свидетелем которого однажды стала, - призналась Ф.Д. Фурнова. – Он тогда болел и не мог уже работать на комбайне. Как-то вышел за околицу и увидел череду комбайнов, двигавшихся к полю. По его щекам потекли слёзы, он сразу как-то сник, ещё больше состарился, ведь отец не мог представить, что наступит такой день, когда уборка хлеба начнётся без него. Как же он за всё переживал…
Дмитрий Анисимович Бердюгин всегда был настоящим бойцом, мы должны гордиться тем, что такой человек жил среди нас.