Накануне 70-летия Великой Победы я снова и снова вспоминаю события своего далёкого военного детства, которые я знаю больше из рассказов своей старенькой доброй мамы Веры Семёновны Ерёминой.
Июнь 1941 года. Страшная весть о войне не обошла стороной и мою деревеньку Конёво Абатского района, тогда ещё Омской области. Отец, Роман Наумович Ерёмин, 1906 года рождения, работал бригадиром полеводческой бригады. Работа ответственная, поэтому в военкомате ему на два месяца была дана броня. Говорили, что до конца уборки. Но на фронте шли жаркие бои, наши войска несли потери.Повестку принесли 22 августа. Я родилась двумя днями раньше. Мама вышла проводить отца только на крылечко. В семье нас было пятеро детей – старшие дочери Мария, Нина, Клава, сын Саша, которому тогда было только полтора года, и я. Отец очень любил своего единственного долгожданного сына. Провожали и плакали всей деревней – к августу уже во многие дома приходили «похоронки».
Потекли долгие дни ожиданий весточки с фронта. От отца получили всего пять писем. Мамины письма, наверное, не доходили, потому что отец писал: «Привет дочурке, которую не знаю, как вы назвали». Письма читали тоже всей деревней и радовались, что отец жив. А мама окрестила меня Надеждой. Это имя дало мне надежду на жизнь.
Похоронка на отца пришла в марте 1942 года. «Ваш красноармеец Ерёмин Роман Наумович пал смертью храбрых в бою с немецкими фашистами. Похоронен в деревне Кострова, Гжатский район, Смоленская область». Вот и всё, что я знаю об отце. Мы жили тяжело. Мама на колхозной ферме работала дояркой. Старшие мои сёстры, как и другие дети, собирали колоски в колхозе, пахали на коровах. Им было тогда по 14-15 лет. Летом ходили босиком, а зимой были одни валенки на всех детей. Шитые-перешитые, их носили по очереди. А пока одна сестра уходила в них к подружкам, другие ждали в избе, на печи. Я почти не помню своего голодного детства. А вот сёстры часто рассказывали, как летом ели крапиву, лебеду, стряпали из них лепёшки. Брат Саша однажды наелся таких лепёшек без меры и обезножел. В деревне не было медпункта. И мама возила его в район на лечение на подводе колхозной, которую едва тащила замученная работой лошадёнка.
Прошло много лет. Ушли из жизни моя мама, сёстры и брат. Никто из них не смог побывать на братской могиле отца. А для мамы это была самая заветная мечта. И я, самая младшая, собиралась навестить папу долгие годы своей жизни. В 2014 году обратилась в Управление социальной защиты с просьбой помочь с поездкой. Думала – откажут, ведь просьба необычная. Чаще приходят сюда люди с бытовыми, житейскими трудностями, но меня поддержали. Благодаря этой поддержке, я смогла передать отцу привет с родной сибирской земли.
После войны останки погибших солдат были перенесены из 149 окрестных деревень в одну братскую могилу на центральную усадьбу колхоза. Теперь это город Гагарин, где родился наш первый космонавт Ю.А. Гагарин. Я ездила в Смоленскую область с сыном Игорем. Увезли отцу сибирской земли и большой поклон от всех родственников. Возложили цветы у обелиска, где горит вечный огонь. Здесь покоятся более восьми тысяч солдат, погибших в страшных боях под Смоленском за свою Родину. А я очень благодарна людям за это короткое свидание с отцом.
Фото из семейного альбома