Медиакарта
7:02 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

"Каждый день молю Бога, чтобы не было войны"

Маленький домик жительницы с. Прохорово Марии Аверьяновны Какановой уютно соседствует с добротным жильём сына Вадима Игнатьевича. Ему так спокойней - в любое время может прийти к матери и поинтересоваться самочувствием, ведь ей уже 89-й год пошёл. Здоровье всё чаще даёт сбои. Приезду хоть и нежданной гостьи старушка обрадовалась, и, с оговорками, но по моей просьбе всё же завели разговор о её молодости, которая совпала с тяжёлым военным временем.

- Родом из здешних мест - дом наш стоял как раз на краю улицы, - сказала моя героиня.

– В нём жили родители Аверьян Иосифович и Ольга Сергеевна Белозёровы, там родилась и выросла я. Семья большая - шестеро ребятишек. Богато не жили, но хозяйство держали – корову, лошадь и другую живность. Мама в колхозе телятницей была, а тятя работал на мельнице. К тому же, нанимался плотничать…

Отец Марии Аверьяновны умер на второй год войны, когда ему исполнилось 63 года, из-за банального аппендицита, который лопнул, и не смогли вовремя оказать медицинскую помощь. Просто некому было. Шла война…

- Как узнали, что Гитлер напал на нашу страну, - продолжила Мария Аверьяновна, – сильно переживали. Большинство мужиков на тот момент в поле работали. Их спешно собрали около избушки (что-то вроде конторы), недалеко от нынешнего моего дома, да отсюда и провожали на фронт. Даже в бане не дали помыться, так - наспех сполоснулись, кое-что с собой взяли и поехали. Не все вернулись – кто-то погиб, кто-то пропал без вести, о которых и по сей день ничего неизвестно… Братьев ещё до войны призвали на действительную службу. Средний - Никита - был лейтенантом, поэтому за него выплачивали по 500 рублей, еще благодаря этому и выжили. К сожалению, он погиб, похоронен где-то под Москвой, а Евлампий и Фома после Победы вернулись домой… Как признаётся бабушка Маня, учиться ей маленько довелось - первый класс и тот не закончила. Зато трудиться стала рано – сначала ходила с матерью на поля картошку сажать, потом копать, выращивала и табак, а потом старшая сестра позвала работать на ферму дояркой.

- Корову даже не умела привязывать, - рассказывает Мария Аверьяновна. - На первых порах подсказывал и проверял бригадир - К.А. Новосёлов. Досталось мне 18 коров, которых доили вручную три раза в день. Конечно, не сразу всё получалось. Трудно, а ничего не поделаешь — надо. Проработала дояркой 25 лет, потом просто врачи запретили. Вот посмотри - во что руки-то превратились. Иногда и ложку удержать не могу – не слушаются. Да, и ноги уже плохо ходят. Сколько прошла - и не сосчитать. Летом стадо угоняли на выпаса, что рядом с котлованом, под Дресвой, почти в пяти километрах от деревни. Никто не возил - ходили пешком. Скота было много – только дойных два гурта. Мы ещё и силос заготавливали. Одни женщины траву косили, другие её целиком валили в яму. А зимой всё это долбили ломами, а потом рубили... Руки так застынут, что не чувствуют ничего. В сапогах резиновых чуть ли не круглый год ходили. Правда, в холода пимёшки сооружали из шкур умерших животных, да подшивали ими обувь, которую после намокания пару раз высушишь – она и лопнет. И снова ходишь в дырявой... Помню, как зимой скот на водопой гоняли под гору к озеру. В сильные морозы только вечером, а в тёплую погоду два раза в день. Одежда худенькая «трень-брень», продувало до костей, лицо от холода превращалось в ледяную маску. Ох, не передать даже словами, через что пришлось пройти. Всю работу выполняли руками, а надо было ещё и о своём хозяйстве позаботиться – успеть, между дел, заготовить сена.

А питание-то, какое было?! Не успеет снег растаять - идём в лес за пучками, медунками, лёд сойдёт с озёр – тянем копушки, одним словом – в ход шла всякая зелень. Лес здорово выручал. Хлеба почти не видели, а вот картошки много сажали, хоть у кого-то и её не было, собирали гнилую. Всё съедали… От хозяйства не так много и оставалось, большую часть приходилось сдавать государству… О, Господи! Всё пережили… Сейчас вот смотрю по телевизору, что творится в Украине, не щадят ни детей, не стариков. Каждый день молю Бога, чтобы не было войны…

- Известие о Победе застало нас на работе, - вспоминает старушка. – Только доярки присели перекусить, приезжает председатель, да как закричит: «Женщины, милые! Война закончилась!» Ой, что тут началось! Всё перемешалось - и слёзы, и смех…

...Поколение, которому пришлось лицом к лицу встретиться с ужасами ВОЙНЫ, никогда не забудет, какой ценой досталась ПОБЕДА. Нам, ныне живущим, надо приложить все усилия, чтобы не допустить повторения прошлого. НИКОГДА!

Автор: Лариса ЛАПУХИНА