Я помню ее молодой. Она всегда была веселой, душа компании. Когда собирались у кого-то из родственников по случаю торжества, лились застольные песни: «Зачем я тебя полюбила», «Когда б имел златые горы». Голос Клавдии Пантелеевны был слышен, как никакой другой. Сейчас ей восемьдесят восемь. Она бодра, а главное - шуток и юмора не занимать, как будто в молодости. Вот и сегодня, где с шуткой, а где с глубокой горечью вспоминает свое детство, которое пришлось как раз на войну. И пробежаться хотелось, и в клетки поиграть с подружками, а надо было помогать взрослым. На их детские плечи лег тяжелый груз войны. Мужчин забирали на фронт, в трудовом строю их заменяли женщины, а места женщин - дети и подростки. Когда началась Великая Отечественная, Клавдии Пантелеевне было 14 лет.
- Я не припомню, чего бы мы не делали, - рассказывает Клавдия Пантелеевна. - Вначале работали на прополке. Не сосчитать, сколько гектаров хлебов пропололи наши детские руки. Боронили на коровах пашню, зимой на быках возили дрова…
Дрова эти надо было рубить самим. Грузили их на сани долготьем. По колено в снегу, и не чувствовали мороза.- Помню, нас отправили в лес с Тоськой Кузьминой, - вспоминает Клавдия Пантелеевна. - Береза падает, а я замешкалась и пошла в сторону ее падения. Ладно обошлось, она меня только сучьями придавила. Маленькие были, многое не понимали.
- А летом с твоей матерью и Устюшкой Прохоровой косили сено, - продолжает она. - Они старше нас, шли передом, а мы меньше их - за ними с литовками.
Школа совсем заброшена. А что? Не поесть, не обуться, не одеться. Но так жили все, и жили дружно. Бывало, соберет их бригадир - и в поле. А они все с песнями, с хорошим настроением. А Клавдия Пантелеевна слыла в деревне одной из лучших песенниц. Работали, не жалея сил. Вот и день Победы встретили на пашне. Готовили землю к севу, пахали на конях. На пашне стоял дом, где ночевали и питались работники. Вот сюда и приехал с радостной вестью посыльный.
После войны стало немного полегче. Возвращались в деревню мужики. Самую тяжелую работу брали на себя. Но без дел женщины не оставались.
В 1947 году для Клавдии Пантелеевны нашлась ее другая половинка. В дом певуньи заслал сватов неподалеку живущий Валентин Никифорович Анисимов. Вот так в деревне появилась еще одна семья. Как потом окажется - крепкая, вместе на всю жизнь. А пока она создавалась, испытывалась временем и обстоятельствами. Через год Валентина Никифоровича забрали в армию. Три года разлуки, почти 2000 километров разделяло их: служил в Москве.
- Когда Валентин вернулся из армии, мы переехали в Омутинку, он выучился на шофера и устроился на работу в автохозяйство, - рассказывает Клавдия Пантелеевна.Своего жилья у молодых не было. Но зато был домик четыре на четыре у брата Алексея. Вот на этой площади, кстати избушка до сих пор стоит на улице Заречная, и жили две семьи…
Валентин Никифорович - человек основательный, надежный, решил, что иметь свой угол нужно обязательно. В строительстве дома ему помогал отец, деды, собирали, как раньше ее называли, «помощь». А сейчас счастливая старость Клавдии Пантелеевны проходит в просторном доме дочери и зятя. С грустью констатирует она факт, как стремительно идут года. Кажется, недавно работала кладовщиком на межрайбазе. А с этого «недавно» прошло уже 33 года.Почти 74 года назад нача- лась Великая Отечественная. С этого времени пошел отсчет трудовой биографии Клавдии Пантелеевны. С этого вре- мени в течение пяти лет они жили с одной мыслью: все для фронта, все для победы.
Фото из семейного альбома