Более миллиона советских солдат участвовали в битве под Москвой. Гитлеровцев громили и сибирские дивизии, бойцы которыхстали главной ударной силой в сражении.Был среди них и наш земляк Георгий Гаркунов (на снимке).
Военной осенью 1941-го он, 18-летний комбайнер, собирал урожай в родной деревне Викуловского района.
– Работайте, ребята, спокойно: никто вас на фронт не заберёт, – говорил военком.
Но с окончанием жатвы канули в Лету его обещания… В ноябре Георгия Гаркунова призвали в армию.
– Где-то там, на передовой, мои ровесники уже воевали, а я ехал в город Канск Красноярского края, – вспоминал ветеран. – В «учёбке» нас, будущих солдат, немного подготовили, определили в отдельный лыжный батальон и отправили на Запад, в 360-ю стрелковую дивизию Калининского фронта.
Москва находилась на осадном положении. На некоторых участках гитлеровцы остановились в 25-30 километрах от столицы. Осенью 1941 года наши войска стали получать новые танки Т-34 и катюши. Появление у красноармейцев самой передовой по тем временам техники подорвало уверенность немецких командиров в их военной мощи. Вдобавок ко всему немцы были не готовы к осенней распутице, холодному дождю и заморозкам. Группа армий «Центр» не смогла прорваться к столице ни на одном из участков фронта.
Советские войска не имели численного превосходства в бойцах, в артиллерии и танках. Это был тот случай, когда сила духа взяла верх над техническим могуществом противника.
В ночь с 5 на 6 декабря 1941 года части Красной армии начали мощное контрнаступление по всему фронту. В результате жестоких и кровопролитных сражений враг был отброшен от столицы на 100 - 250 километров.
– Остановилась наша рота в только что освобождённой от немцев деревне, – рассказывал Георгий Иванович. – Видимо, фашисты там хлеб пекли и, убегая, бросили булки на морозе. Хлеб стал твёрдый, что глыба. Мы отогревали его под маскхалатами и откусывали понемногу. И вдруг – страшный огонь! Некоторые бойцы стали прикрываться от пуль окаменевшими булками. Но это не спасло им жизнь. Немногие тогда уцелели. Чуть позже меня в одном из боёв ранило в первый раз…
Наша победа под Москвой стала началом коренного перелома во Второй мировой войне. Она навсегда похоронила гитлеровский план молниеносной войны и развенчала миф о непобедимости немецкой армии. Контрнаступление под Москвой в начале 1942-го переросло в общее наступление по всему фронту от Ленинграда до Крыма…
Георгий Гаркунов закончил свой боевой путь в Европе. После госпиталя он попал в танковую часть и стал механиком-водителем грозного Т-34. Участвовал в Сталинградской битве, освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию и Югославию.
Кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды после войны работал диспетчером и начальником службы движения на железнодорожной ветке Таповского леспромхоза.
Георгия Ивановича не стало 29 января 2007 года.
Алексей СЕВОСТЬЯНОВ, научный сотрудник музея
Фото из архива музея