Деревня Хмелёва словно остров, отгородившийся Тоболом, красивым лесом и раздольными полями. Как и везде, там есть школа - чудесное место, ребячий остров. Заправляют в ней детвора и взрослые - дружная семья. Педагоги, забывая порой обо всём на свете, пропадают на любимой работе.
А если ты не только учитель, но ещё и завуч школы? Полное отсутствие свободного времени - это минимум, что в этом случае происходит. Танзиля Шакировна Рябикова (на снимке) на этом посту в Хмелёвской школе трудится уже четыре года. Надо отме- тить - результаты её деятельности радуют и односельчан, и местную администрацию. Каким образом ей удаётся всюду поспеть?
- По жизни я отличница: три диплома и все красные. Мне всё надо сделать на пять. Не люблю опаздывать, очень переживаю, если это происходит. Вовремя не сданный отчёт - трагедия для меня. Поэтому постоянно записываю, чтобы ничего не забыть. Порой меня из школы технички выгоняют - напоминают, что пора домой, - говорит Танзиля Шакировна.
Она главный рулевой школьной страны. Без неё не обходится ни одно мероприятие. Волонтёры называют её своим талисманом и не хотят без неё выступать. Казалось бы, монументальная должна быть фигура. Что же на самом деле? Передо мной молодая хрупкая женщина, можно даже сказать Дюймовочка. Производит впечатление тихого, скромного человека. Говорить о себе считает преждевременным, но о своей любимой школе, коллегах и учениках рассказывает так увлечённо, что чувствуешь: учительство - её призвание.
Окончив педучилище, молодая учительница несколько лет проработала в начальных классах. Потом русско-татарское отделение на филфаке и практически следом - факультет математики и информатики пединститута. Рождаемость по всей стране падала, и, как следствие, детей становилось всё меньше. Классы совмещались. Надо было перестраиваться - пришлось преподавать математику и немецкий язык. Когда предложили стать завучем, долго не решалась, знала: времени для своей семьи станет ещё меньше, ведь школа - тоже семья, большая, требующая постоянного внимания.
- Тяжело правильно распределить время, - делится молодой завуч. - Совещания, семинары, посещения уроков, да и свои надо выдавать на должном уровне, методические недели, расписание, школьные меро-приятия, кружки, подготовка к ЕГЭ - всего и не перечислить. Главное - не накапливать, не откладывать дела. Первые шаги в новой должности мне помогали делать наши стажисты-профессионалы, а также сетовские и булашовские. Огромное им спасибо за это.
Во многих сельских школах всё устроено по-до-машнему уютно. Хмелёвская не исключение. Педагоги, приезжающие сюда на районное методическое объединение, отмечают добрые, почти семейные отношения между учителями и учениками. Так уж здесь повелось - всё делают сообща.Так как обучают теперь по новым стандартам (ФГОСам), дети практически живут в школе. После уроков их ожидает динамическая пауза, затем кружки. Почти круглые сутки ребята находятся под неусыпным присмотром. Танзиля Шакировна считает это плюсом: многие проблемы или отпадают, или уменьшаются. Это ведь хорошо, что ребята постоянно заняты чем-то полезным.
Вести занятия в совмещённых классах, конечно, непросто. В Хмелёвской началке половина школы обучается. Если раньше по два-три ученика было, то теперь 15. Нагрузка и на учителя, и на ребёнка немалая.- Коллектив у нас не старый и не совсем молодой, но слаженный, - отмечает Т.Ш. Рябикова. - Клич бросишь - и все спешат на помощь. Благодаря этому и результаты хорошие. Очень горжусь учениками. Их успехи для меня, как достижения собственных детей. Я их и ругаю порою, и от души радуюсь их победам в спорте и различных областных и районных конкурсах. Наши ребята ездят на президентскую и губернаторскую ёлки, в крымский «Орлёнок», получают призовые места на олимпиадах. У нас отличная волонтёрская команда.
На этом острове царят понимание, сотрудничество, творчество и любовь. Это читается в окружающей обстановке, радушии его обитателей. Просто так подростки не назовут завуча талисманом - надо заслужить такое почётное звание. Думаю, и для своей школы Танзиля Шакировна - оберег, так как все помыслы и силы её направлены на развитие этого храма знаний и учеников.