Медиакарта
5:45 | 12 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Дневник военного детства

08:52 | 26 февраля 2015
Источник: Новая жизнь

Проходил конкурс в несколько этапов. Сначала - на уровне общеобразовательных учреждений района, затем - на областном. На третьем этапе региональный координатор проекта направит лучшие работы в Федеральную дирекцию проекта «Крепкая семья» для дальнейшей презентации их в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Ученики школ Бердюжского района приняли самое активное участие в областном конкурсе. Валерия Журавлева, учащаяся 11 класса Старорямовской средней школы, заняла первое место на областном этапе в номинации «Дневник военного детства». Сегодня мы публикуем сочинение Валерии:

«Детские годы - это самое счастливое время человека. Но живо в нашей стране целое поколение, чье детство было попросту украдено войной. В июне 1941 года эти дети шагнули во взрослую жизнь, они испытали холод и голод, боль от потери близких людей и тяжелую усталость от непосильной работы.

Хохлова (Сугатова) Ида Захаровна родилась в 1936 году во Владивостоке. Ее родители туда попали по вербовке. Работали в воинской части, Ольга Михайловна - поваром, а Захар Иванович был военным. Двое первых детей у них умерли младенцами, поэтому мама привезла Иду в 1938 году в Чистовку, где в это время проживали родные, весь род Ерофеевых. Перед вами - краткая хроника ее военного детства.

1940 год. Я жила с бабой Зоей и дедом Мишей и их младшими детьми Катей и Ваней. Дом большой: кухня и горница. Баба с дедом спали на полатях, на кровати - дядя Ваня, а мы с тетей Катей на полу, на соломенном матрасе. Вечером прижмемся друг к другу, укроемся тулупом – тепло.  А еще у бабы была корова Дочка и несколько овец.

22 июня 1941 года. Сегодня плакали баба Зоя и тетя Катя. Дед сердито ворчал и все твердил: «Война, война, война». Мне тоже страшно, я тоже плакала.

23 июня 1941 года. Сегодня все ходили в центр деревни. Там на перекрестке собралось много людей. Кажется, что все плакали и кричали, стояли какие-то подводы. Незнакомый дядька что-то сказал, и все пошли в Бердюжье. Мы с тетей Катей вернулись домой.

Сентябрь 1941 года. Ушел добровольцем на фронт дядя Ваня. Прибавил себе год и ушел. Теперь вся работа на женщинах. Дед часто болеет.

Октябрь 1941 года. Приехала мама. Я ее почти не помню. Привезла 2-летнего Толю и полугодовалую Свету. А еще мама привезла большой сундук с вещами.

Март 1942 года. Вернулась из Игнатовки тетя Нюра с дочерью Ириной. Ее муж погиб на фронте, а младшая дочь умерла. Семья наша растет.

Июль 1942 года. Ходили с тетей Катей несколько раз за ягодами в лес. Наберем по чашке и возвращаемся. Баба Зоя ягоды растолкла и разложила эту кашицу на листья подсолнуха, высушила в печке. Получились тоненькие лепешечки. Баба хранит их в мешке на полочке. Зимой будем есть. А свежие ягоды едим с молоком.

Август 1942 года. Мы с мамой на быках ездили в Ишим. Папу взяли на войну, и он был проездом в Ишиме. Красивый, в военной форме. С ним в вагоне были моряки, а он ими командовал. Они меня таскали на руках. Мама много плакала.

Сентябрь 1942 года. Ходили с тетей Катей по грибы. Груздей за Бакулихой (это болото) было видимо-невидимо. Тетя Катя несла на коромысле два ведра. Мы быстро набрали и до обеда вернулись домой. Баба грузди помыла и посолила в большой бочке. После обеда мы пошли опять. Босиком, трава колется. Через несколько дней там видели волков.

Ноябрь 1942 года. Вернулся дядя Ваня. Весь израненный. Правая рука не работает. Баба Зоя опять долго плакала, обнимала его и целовала. 

Январь 1943 года. Почти нечего есть. Еще осенью картошку высушили и отправили на фронт, себе осталась кожура. Баба ее высушила и истолкла. Потом добавляла к ней овсяные отруби и делала лепешки. Мелкую картошку варили в мундире и делили. Взрослым - шесть штук, а нам - по три штучки.

Январь 1943 года. Волки несколько раз разрывали соломенную крышу овчарни, уносили овец, заходили в деревню, несколько собак загрызли.

Апрель 1943 года. Ходили перекапывать свое картофельное поле. Нашли несколько мороженых картошин. На другой день на поле увидели Кубарскую тетю Лилю с детьми. Они недавно приехали. У них ни огорода, ни хозяйства своего нет. Бабушка не ругалась.

Апрель 1943 года. Дед Миша пас колхозных овец. Ему даже выдали ботинки. Но ноги распухли, и ботинки не налезали. Пасли овец мы с Толей. Однажды он подходит ко мне и говорит: «Я пощекотал овечку, а она как захохочет». Смешно. Почти все молоко сдаем на ферму, я уношу его в 4 часа утра. Еще сдаем яйца и шерсть. Мы с дедом вскапываем огород за домом. Баба посадит морковку, свеклу, капусту, огурцы, шесть кустиков помидор. Будем в конце лета помидоры в валенках спелить.

Июнь 1943 года. Женился дядя Ваня. Теперь нас в доме живет 11 человек. Спим все на полу в горнице. Матрасы на день убираем на полати. Ходим в лес за диким луком. Набираем полные мешки. Баба его потом парит с молоком в печи. Хочется есть постоянно. Можно нарвать морковки, но она еще тоненькая, как мизинчик. Скоро пойдут саранки, пучки, ягоды. Хорошо, что одежда есть. Мама много привезла. Что-то обменивали на хлеб, из простыней шили рубахи. Дед Елизар катал валенки.

Октябрь 1943 года. Пришла похоронка на отца. Плакали все, даже соседи.

Июнь 1944 года. Начала работать на колхозном поле. Дали мне участок два метра шириной на всю длину поля. Нужно выполоть осот. В обед давали горошницу. К вечеру все руки были в волдырях.

Август 1944 года. Собирали колоски, убирали горох. Мы его ели на полях, а вот домой брать почему-то не разрешали.

Ноябрь 1944 года. Проработали всю осень, как взрослые, сейчас собираем золу по дворам. Теперь я хожу в школу. Утром был Толик Ерофеев. Обуви у него нет, бегает он в школу босиком, поэтому и забегает в каждый дом погреться.

Декабрь 1944 года. Делали снегозадержание. Бригадир нарубил сучковатых веток, и мы их таскали по полю. Какие они тяжелые, руки болят и болят.

Май 1945 года. Приезжал нарочный из Бердюжья. Сказал, что война кончилась. Все мы опять плакали. Я видела, как тетя Феша Журавлева упала на ворота и ревела в полный голос. Ее муж погиб совсем недавно.

Вот такое детство было, босоногое, голодное, со взрослыми бедами и заботами. Как же хочется, чтобы подобное не повторилось никогда».

На снимке: супруги Хохловы - наши дни.

Фото из семейного архива.