Медиакарта
6:21 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Приключения бесшатунника, или новое – хорошо забытое старое

10:02 | 27 февраля 2015
Источник:

Александра Зверева знают не только в Тюмени. И героем наших публикаций глава движения «Трезвая Тюмень» становился не раз.

У ветерана вертолётной авиации с военным прошлым почти вся лётная жизнь прошла в Тюменской области, практически с самого начала её нефтегазового освоения. Летал на поршневых Ми-1, Ми-4. Газотурбинных Ми-2, Ми-6, Ми-10. И даже поршневой Ка-26 пробовал. Накопился опыт сравнения разных машин в разных условиях, на разных работах и применениях, которым ему очень хотелось поделиться. Договорились о встрече.

Разговор начинаем с простой арифметики. И с вопроса на засыпку. Могут ли вертолёты состязаться в «беге»? Увы!

– У всех вертолётов скорости примерно одинаковы, – рассказывает Сан Саныч, – и не зависят от типа силовой установки. Скорость принципиально зависит от несущего винта. А вот насчёт аппетитов – вопрос другой. Перед нами два вертолёта с одинаковым расходом топлива – 300 литров в час. Один в среднем берёт на грудь 1100 (тысячу сто) кг груза, а другой при этом же расходе – 400-450 кг. Представь, что ты хозяйственник. Какой вертолёт выберешь? Догадываюсь, тот, что везёт больше! Правильно! И этот работяга – Ми-4 с поршневым двигателем. А тот, что при том же топливе, берёт груза в два с лишним раза меньше – Ми-2. И этот «лентяй» оснащён газотурбинным двигателем.

– Вертолёт – гениальнейшее детище человеческого разума! – садится на любимого конька Зверев. – И очень молодое. Спору нет, самолёты с газотурбинными двигателями закономерно по всем показателям лучше их собратьев с поршневыми силовыми установками. Однако вертолёт не самолёт. Для вертолёта концептуально лучше подходит именно поршневой двигатель. Под этот тезис есть глубочайшие принципиальные обоснования. Только для того, чтобы полностью раскрыть свой потенциал, поршневой двигатель должен «похудеть». Поиски привели к успеху. Таким поршневым двигателем, который строился и испытывался в нашей стране, оказался бесшатунный поршневой двигатель Баландина…

Между прочим Зверев знаком с отцом-создателем. И продолжает его работы. В настоящее время в «железе» выполнено шесть макетов, на которых отрабатывались узлы и технология изготовления. Один был испытан на стенде.

В итоге создан натурный макет (фактически это почти готовый двигатель) весом 45 килограммов. Рабочий объём – 1,6 литра. С таким рабочим объёмом Рыбинское моторостроительное объединение создало авиационный дизель мощностью в 200 «лошадок».

Бесшатунный двигатель Баландина имеет ту же мощность. Для этого достаточно цилиндры с «рыбинца» поставить на «бесшатунник».

«Рыбинец» уникален, по своим данным лучше любого зарубежного образца и весит 150 кг. А «бесшатунник» при этой же мощности в три раза легче! Всего 45 кг. И даже есть некоторые резервы снижения веса.

– Есть предложение, – подводит итоги Сан Саныч, – убрать с поршневого вертолёта Ка-26 два поршневых двигателя, а взамен поставить ЧЕТЫРЕ (!) «бесшатунника». Получаем фантастическую надёжность силовой установки, что принципиально облегчает сертификацию машины для работы, например, в качестве городского такси или «деловой» машины для внутригородской связи. Его газотурбинный собрат Ми-2 имеет дальность полёта 550 км. И трёхчасовую продолжительность. Недавно группа газотурбинных военных вертолётов, до предела загрузившись топливом, одолела расстояние 1300 км, что зафиксировано как рекорд.

А оснащённый «бесшатунником» Ка-26 будет иметь дальность полёта более 4 000 км без посадки. Продолжительность полёта (без посадки!) более суток…

Целый час затратил Зверев на обращение в свою веру вашего корреспондента. Его выкладки и расчёты впечатляют не только гуманитария. На Курганском механическом заводе всерьёз намерены претворить в жизнь его идею – вертолёта, оснащённого силовой установкой с четырьмя двигателями. Такой доведённый до ума аппарат действительно может стать надёжным, экономичным и экологичным работягой-помощником в делах людских.

Аргументы Зверева внушают доверие. Государственным подходом к нашим ресурсам, бережным отношением к нашим пространствам и беззаветной верой в возможности российского гражданина, хозяина своей державы. Единомышленников у него немало. Есть и производственная база.

Дело за малым – за финансовой поддержкой.

Кто поддержит Зверева? Бескорыстный спонсор, готовый помочь во имя благородной затеи? Может быть. Или разумный инвестор, который из ранга мецената способен шагнуть в ранг эффективного менеджера, получающего дивиденды за свой шаг…

Сроки создания? Судите сами, вертолёт Ми-4 был создан с «нуля» до летного состояния за 8 месяцев. Вертолёт Ка-26 готов и надёжен, а «бесшатунник», что успешно работал на стенде, Зверев построил в одиночку за 35 дней на простом оборудовании …

И напоследок представьте себе такую картину маслом. Одну из многих, что во множестве имеются в творческом багаже у Александра Зверева. В густой чащобе идёт группа лесников, оценивая зрелые деревья, готовые к вырубке и молоточком вгоняя в стволы крохотные чипы.

И вот вместо армады трелевщиков, сметающих всё на своём пути, в небесах появляются винтокрылые машины. Стальные стрекозы зависают над условленными местами. На мониторе у лётчиков уже высвечен фронт работ, и деревья – одно за другим – взмывают ввысь вместе с корнями, чтобы отправиться на стопроцентную переработку без потерь и без вреда для окружающей среды. На освободившееся место с небес тут же падает порция специальной эмульсии с пророщенными семенами, характерными для данной местности…

P.S. Годами ратуют чиновники, парламентарии и журналисты за создание гражданского общества. Однако всегда ли искренни эти призывы? В реальности гражданское общество – масса деятельных, бескорыстных и неудобных людей, мешающих обитателям кабинетов пребывать в состоянии покоя. Но это, как говорится, уже не наша беременность. Стране нужны такие люди, как Зверев. И страна их получит. Рано или поздно…

Автор: Леонид ТКАЧУК /фото автора/