Медиакарта
21:58 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

На Туре навигация

10:04 | 27 февраля 2015
Источник:

На Туре навигация. Потому что теплое течение. Ну, не то чтобы Гольфстрим в Атлантике. Но от ТЭЦ-1 до деревни Субботиной фарватер практически свободен ото льдов. Правда, в сильные морозы выпучивается шуга. Но для хорошего катера не проблема. Для флота нашлась работа. Потому что подразделения ОАО «Мостострой-11» строит в районе Лесобазы мост. Он позволит наконец-то замкнуть транспортное кольцо вокруг областной столицы. Нет, не кольцо. Графически обход напоминает сердце, которое сегодня бьется на три четверти.

Для полнокровной деятельности «органа» остро необходим мост, плюс 16 километров автомагистрали – пока что участок обозначен на картах исключительно пунктирно. Приступят ли к прокладке отрезка в этом году, на этом для полной ясности вопроса останавливаться не станем. А то, что мост поднимется, сомнений быть не может. Руссу слово держит. Дела идут полным ходом.

С капитаном катера «БИ-1» проекта «Ярославец» Василием Черноусовым говорим о достоинствах судна. Как из ниоткуда перед нами предстал новый собеседник. И провел ладошкой по усам. Теперь я его узнал: электросварщик «Мостоотряда-36» Измаил Рахимович Раенбаков.

– В былые времена и я командовал таким катером. Целых 14 лет, – включается в разговор мастер огненных дел. – Ходил он тогда под конкретным именем «Ярсалинец». Был такой оленеводческий совхоз, которым много лет руководил Николай Дмитриевич Кугаевский. Так вот, мы буксировали из Салехарда и Лабытнаног для родного хозяйства баржи с топливом, продовольствием, со стройматериалами и оборудованием.

Навигация на Крайнем Севере о-очень короткая, считанные дни. Чем заняться в долгую полярную ночь? Измаил решил освоить электросварку. На свои кровные приобрел детали, различные электроды, изладил стенд. И пошло-поехало. Сварка ручная дуговая: под флюсом, под шлаком, аргонная, газоэлектрическая. Далее сварка независимой дугой, неплавильными и плавильными электродами...

Однажды надумал показаться специальной квалификационной комиссии: самоучке единодушно присвоили самый высший, шестой, разряд. И даже работу предложили в Сургутском СМУ-15. Но жилье Раенбаков снял в Боровском. Схема такая: месяц трудов в Приобье, месяц – дома. Так судьба и привела мужика в «Мостоотряд-36».

– Ковыряюсь я в своем «Москвиче», и тут подходит молодой человек. «Вы, – говорит, – здесь живете?» – «Да, – отвечаю, – в этой пятиэтажке, на первом этаже, вон мои окна смотрят сюда». – «Прекрасно. А мы тут через речку строим два мостика. Вон инструменты в вагончиках. Не могли бы посторожить? Ну, если вы вахтовик, значит, один месяц вы поработаете сторожем, следующий месяц – ваша супруга». На том и порешили. А молодой человек – это Сергей Васильевич Бреус. В те времена он ещё пребывал в должности мастера. Но глаз у него наметанный, раскусил, что я умею железо сваривать. Пригласил в «Мостоотряд-36» для работы по специальности.

Измаил зажигает искрящийся бело-голубой огонек то тут, то там. Идет негласное соревнование между берегами: две русловые опоры: левобережная №4 и правобережная №5. Кто сработает лучше – отряд пятнадцатый или отряд тридцать шестой?

Условия, в принципе, равные: там и тут на дно Туры внедрено по 32 буронабивных сваи диаметром полтора метра на глубину 26 метров 81 сантиметр. По две установки Bauer с каждой стороны работали по принципу «в тесноте, да не в обиде» – фронт работ ограничен площадкой за трубошпунтовой стенкой размером 30 х 15 метров. Особо не разгонишься. От машинистов требуется точность ювелира, занятого огранкой алмазной вставки для золотого перстня. Но это пройденный этап.

Принципиальные различия начались с углубления котлована. На обоих берегах использовали экскаваторы. Это на первый взгляд, да и то если наблюдать издалека. Грунт следует выбрать до уровня 11,5 метра от верха шпунтовой стенки. Стрелы одного экскаватора недостаточно. Поэтому применяли два механизма: первый экскаватор выкладывал грунт на промежуточную площадку, а второй, принимая «эстафету», относил «товар» за береговую линию. Так поступали подопечные Александра Рященко.

Прораб Дружинин действовал по иной схеме. Да, экскаватор Hundai черпал землю. Но… вместо ковша на нем смонтирован размывающий грунт гидронасос. Размыли грунт – и пульпа по шлангу подается на поверхность планеты. Но опять-таки углубились до шести метров. Затем в процесс вступает эрлифт.

– Всё просто, – комментирует Дружинин. – Никакого электричества, никаких трущихся частей. Вот трубы, вот башмак.

…За восьмой опорой должна стоять шкафная стенка. Её пока нет. Зато отсыпано полотно магистрали. Вообще, один объект плавно перетекает в другой. Пора привести проектное название: «Строительство окружной автодороги г. Тюмени на участке от автодороги Тюмень – Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск до автодороги Тюмень – Боровский. Первый этап строительства с транспортной развязкой на улице Дамбовской».

Отсыпка продолжается. На трассу ежедневно выходят до 80 многотонных самосвалов – доставляют очень хороший песок из Тахталинского карьера. Плечо до правого берега – 44, до берега левого – 60 километров. Дорожные рабочие Николай Михеев и Алексей Панасенко вкупе с механизатором Юрием Буровцевым под руководством мастера Ильи Дерябина укладывают на песчаный слой белое полотнище геотекстиля «Канвалан МФ25». Проектировщик – входящий в холдинг институт «Тюменьгражданпроект» – гарантирует: применение материала улучшает качество, оптимизирует процессы. Существенно повышаются долговечность и надежность конструкции. Особенно полезен «Канвалан» в сложных условиях и болотистых местах. Так оно и есть.

Денно и нощно урчат на трассе грейдер, два бульдозера, катки – кулачковый и гладковальковый. В сей момент в зоне действия механизаторов 5-й и 2-й съезды. Готовы ростверки опор путепровода №3 и №5. Закавыка с опорами №2 и №5. Там, где они должны стоять, проходит газопровод. Будущим съездам «не разъехаться» с мачтами линии электропередачи ЛЭП-110. Эти подземные и воздушные магистрали предназначены под снос. Когда? И как быть? Вечные вопросы мостостроителей. Владельцы хозяйства испокон веку перекладывают перенос на генподрядчика. Тянется время. Растет себестоимость строительства мостовых сооружений.

…На доске информации приколот листок – рукой начальника участка Максима Выходцева начертано: «Договориться с Бреусом по людям». Забыли Бреуса? О нем мы говорили в начале нашего повествования. Когда «Мостоотряд-36» стал чересчур велик, из него выделили подразделение – Строительное управление, которое стало заниматься чисто гражданским строительством. Директор Сергей Васильевич Бреус. Коллектив возвел много чего. В том числе жилые дома в областном центре по улицам М. Салтыкова-Щедрина и Смоленской, здесь же легкоатлетический манеж, многоквартирник по улице Демьяна Бедного, паркинг на улице 50 лет ВЛКСМ, здание Детской школы искусств в северном поселке Тарко-Сале, жилые дома в поселках Барсово и Федоровском, в городе Новый Уренгой.

– А ведь тюменский этап своей биографии я начинал у Петра Ивановича Дружинина, – говорит Бреус. – Это я нанимал на работу сторожа, а впоследствии электросварщика Измаила Раенбакова. Кстати то было первое задание прораба. Тогда строили три мостика над речкой Язевкой, вытекающей из реликтового озера Андреевского. В самом центре поселка Боровского, рядом с конторой администрации.

На стене у директора СУ красочная схема проекта, назовем официально: «Реконструкция улицы Запольной от улицы Мориса Тореза до улицы Чернышевского». Стоимость работ 2,8 миллиарда рублей, срок сдачи – 2017 год. Имеется в Тюмени так называемая «пьяная дорога», петляющая между улочками и переулочками древнего города. Её забудут, потому что прямая, как стрела, Запольная от путепровода через Транссиб по улице Мориса Тореза дойдет почти до Дома обороны – до улицы Чернышевского. А там и до объездной дороги рукой подать. Кстати, сначала новая автомагистраль пройдет по спрямленному руслу реки Тюменки. Она спрячется под землю. В настоящее время идет строительство водопропускного канала. Опять-таки за шпунтовым ограждением. Прежде магистраль нырнет под эстакаду, ведущую на железнодорожный вокзал, а там, в конце Запольной, ещё эстакада.

Вовсю ревет техника, две буровые установки Bauer, действуя плечом к плечу, внедряют в землю буронабивные сваи. Краны, бульдозеры, экскаваторы…

В городе холдинг сооружает одновременно три крупных мостовых объекта, так сказать, три в одном. Не считая другие, менее значимые. «Хорошее начало – полдела», – гласит русская поговорка. А на мосту через Туру уже не полдела, уже на левом берегу готов стапель для подготовки пролетных строений к надвижке над рекой…

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/