Медиакарта
7:39 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кто вы, доктор Дукор?

Небольшое деревенское кладбище.Скромная оградка, к которой уже несколько десятков лет никто не приходит. Вот только фотография на металлическом памятнике установлена, видимо, недавно.

В тот же год, когда была обновлена эта фотография, на другом конце нашей страны, в Петербурге, вышла книга, на страницах которой мы можем прочесть то же имя, что и на этом памятнике.

А теперь вопрос: что общего между городом Лида в Белоруссии, городом Уссурийском в Приморском крае, московским Литературным институтом и…психиатрической лечебницей в посёлке Лебедёвка Заводо­уковского района?

Правильный ответ: человек, судьба человека.

Имя его – Илья Дукор, и похоронен он в Лебедёвке. В начале 50-х годов прошлого века он был первым и единственным врачом-психиатром в только что организованной Лебедёвскойпсихоколонии.

Его жизнь от города Лида до посёлка Лебедёвка мы можем прочертить только пунктиром.

Илья Дукор родился в 1896 году. По документам, которые нам доступны, местом его рождения считается город Лида, что в 164-х километрах от Минска.

Ни анкет, ни строчки из автобиографии. Только скупое упоминание в Сводном электронном каталоге: «Дукор Илья Семёнович (врач, поэт; 1896 – ?). Выпускник медицинского факультета Белорусского государственного университета… Переехал в Москву, работал врачом-психиатром...»

В 1925-1927 годах Илья Дукор – член минского литературного объединения молодых пролетарских русскоязычных писателей «Звенья». Такое же название носил альманах, в котором напечатаны его стихи.

В конце двадцатых годов Илья Дукор уже в Москве. Да, он по-прежнему работает врачом в психодиспансере, но уже составил себе имя в литературных кругах.

Если порыться в Интернете, то в примечаниях к различным оцифрованным материалам и текстам можно найти упоминания об энергичном психиатре, который ведёт активную деятельность литературного критика.

Так, в 1929 году Илья Дукор одним из первых отозвался на книгу Ильфа и Петрова «12 стульев». Больше всего Дукора интересовали поэты. Причём самые разные. С его предисловием вышел в свет трёхтомник стихов Николая Асеева, позднее – предисловие к сборнику стихов блистательного Сергея Третьякова, поэта, кинодраматурга и режиссёра. Статью «Борьба за поэзию» он посвятил творчеству самобытного Николая Клюева, представителя, как его называли, «новокрестьянского направления» в русской поэзии XX века.

Дукор изучает проблемы драматургии символизма в творчестве Иннокентия Анненского, Фёдора Сологуба и Валерия Брюсова.

Перед самой войной публикует в журнале «Знамя» статью «Поэзия великого народа». Глубокий интерес проявляет и к творчеству Маяковского. Написанные им тексты, видимо, таковы, что и в 2013 году составители сборника «Маяковский. Proetcontra» сочли необходимым перепечатать статью Ильи Дукора «Маяковский-газетчик». Через 70 с лишним лет...

Думаю, что у читателя уже не возникает вопроса: почему именно Илья Дукор был приглашён руководить поэтическим семинаром в Литинституте.

А потом была война. Военнообязанный Дукор в звании военврача 3 ранга был мобилизован Фрунзенским райвоенкоматом города Москвы и отправлен… в Уссурийск. В армейскую газету «Красное знамя» и назначен редактором.

Что же было дальше?

По данным Белорусского «Мемориала» и по сведениям обощённого электронного банка данных «Мемориал», Илья Дукор … арестован «за антисоветскую пропаганду» 1 сентября 1942 года. 11 декабря 1942 года военный трибунал 25 армии приговорил его к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества. Освобождён в январе 1952 года. Реабилитирован пленумом Верховного суда СССР 3 июня 1959 года…

Уже позже внук Дукора рассказал, в чём заключалась эта «пропаганда». Будто бы, когда немцы вплотную подошли к Сталинграду, дед сказал что-то вроде: «Немцев шапками не закидаешь»… Ну и…

Нам осталось выяснить, как Дукор попал в Лебедёвку…

В январе 1952 года он оказался на свободе и вместе со справкой об освобождении получил «минус» – перечень городов, в которых ему запрещено жить. Так получилось, что самым доступным адресом для него оказалась Лебедёвка, точнее Лебедёвскаяпсихоколония, так она тогда называлась. Бывший (с 1961 по 1964 год) главный врач доктор Эдуард Аронов рассказал, что «Дукор приехал в Тюмень с Дальнего Востока и что вроде бы его пригласил Самсон Волпянский, главный врач тюменской психоневрологической клиники».

Возникает вопрос: откуда живущий в Тюмени с тридцатых годов Волпянский мог знать Дукора? Только в одном случае: если оба они в своё время учились на медицинском факультете Белорусского университета. Не факт. Но и не исключено. Между прочим, в Гродненской области, откуда родом Дукор, есть деревня Волпа и Волпянское водохранилище. Не слишком ли много совпадений?

… В 2013 году отмечали 60-летие Лебедёвской психоневрологической больницы. Как рассказывает зам. главного врача учреждения Алексей Лебедев, готовясь к юбилею, он листал ходивший по рукам старый альбом. И обратил внимание на две фотографии – заброшенная могила на местном кладбище и портрет человека. Написано: первый врач Лебедёвской больницы Дукор. Стал выяснять – никто ничего не знает. Первый врач!

– Я показал снимки трудинструктору больницы Михаилу. Тот говорит: где-то я эту могилу видел. Ходили с ним по кладбищу три или четыре раза. Нашли. Один в один – там ковка особенная. Ну, я и вдохновился, – говорит Лебедев...

В буклете, посвященном юбилею, получилось три с половиной строки информации. Ну, теперь, можно сказать, немного больше…

Рафаэль ГОЛЬДБЕРГ

(Материал печатается в сокращении)

Теги: люди