Вот и ушёл в историю очередной районный конкурс «Педагог года - 2015», который в 23-й раз собрал лучших учителей и воспитателей.Конечно, чтобы доказать, что именно они лучшие, пришлось пройти через круг испытаний: сначала выступить на школьном и заочном этапах, обосновать свою педагогическую концепцию, написать сочи-нение-эссе, поработать над конспектами уроков и классного часа, представить свой персональный сайт, поимпровизировать, пофантазировать и многое другое.
Пройдя отбор, в финал конкурса вышли шесть педагогов (в их числе два учителя начальных классов, учитель татарского языка и литературы и английского языка, биолог и историк), четыре воспитателя детского сада. К сожалению, в отличие от прошлогоднего конкурса, на нынешнем состязании не оказалось ни одного мужчины. Заключительный этап профессионального состязания проходил в течение двух дней минувшей недели на базе Прииртышской школы.Он начинался торжественно. Под звуки фанфар конкурсантки поднялись на сце-ну. Хор Прииртышской школы посвятил им замечательную песню. С поздравлениями и напутствиями к участницам обратились заместитель главы райадминистрации М.И. Бакиев, начальник отдела образования С.Д. Бастрон, победитель районного конкурса «Педагог года - 2014», учитель физики Санниковской школы В.А. Довыденко и директор Прииртышской школы М.М. Быкова.
Небольшое отступление
Если говорить о содержании конкурса, то за последние годы он претерпел несколько серьёзных изменений. Не стало традиционной «Визитки», вообще-то увлекательного и зрелищного этапа. Зато компьютерные технологии всё прочнее входят в программу состязания. И это, наверное, правильное решение, продиктованное современными требованиями: нужно, чтобы каждый претендент на победу в конкурсе владел современными информационными коммуникативными технологиями, использовал их в профессиональной деятельности. Неудивительно, что у некоторых конкурсантов есть собственные сайты. Нас, к примеру, поразил также уровень компьютеризации конкурса. Теперь за ним можно было следить в реальном времени, информацию после каждого отдельного урока или занятия просмотреть на большой интерактивной доске, расположенной в школьном коридоре.
Кроме того, усложнилась работа пресс-бюро: отчёт о каждом конкурсном дне печатался в мине-газете (за два дня было выпущено три номера). И здесь всё зависело от оперативности, фантазии и творческого подхода корреспондентов. Забегая вперёд, скажем, что хозяева и здесь были на высоте.
Опыт приходит в поиске
Многие из конкурсантов, с кем нам удалось побеседовать после первого эта-па - защиты педагогической концепции - признавались, что это один из самых волнующих моментов. Но каждая из них, как например, учитель начальных классов Малозоркальцевской школы С.В. Чепурная, за плечами которой 25 лет педагогического стажа, и учитель истории и общество-знания Сетовской школы Ф.А. Вахитова, работающая с детьми уже 14 лет, и молодая учительница Прииртышской школы Е.Н. Киргинцева, чья биография только начинается, с честью выдержали этот экзамен.
Каждый идёт в педагогике своим путём, ищет, на-бирается опыта в поиске. Стажистка С.В. Чепурная большое внимание уделя-ет проектной деятельности учащихся начальных классов на уроке и во внеурочное время. Она считает, что, работая над различными проектами, дети учатся проявлять себя как творческие личности, воспитывают в себе целеустремлённость и инициативность.
«Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение» - исходя из этого девиза выстроена педагогическая концепция учителя биологии Байкаловской школы Ю.Н. Кухарь, которая большое внимание на своём уроке уделяет исследовательской деятельности. Историк Сетовской школы Ф.А. Вахитова относится к тем педагогам, которые дружат с современными компьютерными технологиями. Она старается не отставать от своих питомцев, которые с интернетом на «ты». Теперь Всемирная сеть - её первый помощник на уроке. Кстати, у Фагили Асхатовны есть свой персональный сайт.
Учитель татарского языка и литературы Полуяновской школы З.М. Мухамедулина обеспокоена тем, что в современном обществе растёт поколение людей, которое слабо владеет родным языком, не знает обычаев, истории и культуры своей нации. Именно на этом - воспитании и возрождении духовного начала - строится её концепция.Как пробудить в ученике начального звена творческое начало? Конечно же, через развивающие игры. Так считает педагог начальных классов Булашовской школы Э.Р. Сафаргалеева. К такому выводу она пришла в результате проведённых исследований за 13 лет работы с детьми.Стремление к поиску новых форм и методов отличает и самую юную конкурсантку, учителя англий-ского языка Прииртышской школы, к тому же её выпускницу Е.Н. Киргинцеву. Молодой педагог старает-ся использовать их на уроках, повышая таким образом у учеников мотивацию к изучению иностранного языка и воспитывая толерантность.
Урок - вершина мастерства
Ну, а возможность увидеть педагогическое «я» каждого конкурсанта представилась жюри и колле-гам на следующем этапе - классном часе. На занятии Э.Р. Сафаргалеевой «А чудеса где-то рядом» ребятишки непринуждённо общались с педагогом. Школьники легко шли на контакт, поддерживали учителя, словом, урок пролетел незаметно. А на классном часе С.В. Чепурной ребята совершили виртуальное путешествие на паруснике «Добрый». К разговору на тему милосердия никто не остался безучастным. Видели бы вы, с каким чувством дети рисовали добро! Конечно, этот воспитательный момент им надолго запомнится. Эта же тема нашла отраже- ние на классном часе у Е.Н. Киргинцевой.
Учащиеся седьмого класса под руководством Ю.Н. Кухарь размышляли о том, кого можно назвать героем нашего времени. Любопытно то, что в ходе урока учащиеся работали с материалами газеты «Советская Сибирь». Таким образом педагог подвела ребят к мысли, что героями могут быть обычные люди, которые живут среди нас. На воспитание патриотических чувств были направлены классные занятия Ф.А. Вахитовой и З.М. Мухамедулиной. Горящие глаза ребят, их восторженные высказывания в газетах, подготовленных пресс-центром, свидетельствовали: конкурсанткам удалось достичь цели.Наконец, самый последний этап - конкурсные уроки. Нельзя не отметить атмосферу урока С.В. Чепурной, где работа закипела буквально с первой минуты. Учителю удалось вовлечь каждого в процесс открытия новых знаний. Увлекательно прошло путешествие во времени с шестиклассниками Бизинской школы у Ф.А. Вахитовой. Каждая деталь урока, оформление были продуманы и рассчитаны на развитие познавательного интереса. Конечно, детские команды были в восторге! Четвероклассники ещё долго будут находиться под впечатлением от встречи с Мэри Поппинс (Е.Н. Киргинцевой), виртуального путешествия в страну Детства, общего чаепития…
Неизгладимое впечатление на детвору произвёл кабинет иностранного языка, не-обычно оформленный руками Елены Николаевны, его добрая энергетика… Впрочем, такая же искренняя, непринуждённая атмосфера царила на конкурсных уроках Э.Р. Сафаргалеевой, З.М. Мухамедулиной и Ю.Н. Кухарь.
С волнением ожидали конкурсантки и зрители подведения итогов. Кто же стал победителем двухдневного марафона? На этот вопрос лучше всего ответила начальник отдела образования Тобольского района С.Д. Бастрон. «Победителем можно смело назвать каждого, кто вышел на конкурсную площадку», - подчеркнула она.
Однако жюри - детскому и взрослому - предстоя- ло сделать свой выбор. Старшеклассница Катя Яковицкая призналась, что ребятам пришлось нелегко, и всё же большинство голосов они отдали учителю Е.Н. Киргинцевой. Ей же достался приз «За верность родной альма-ма-тер», который вручила выпускнице бывшего ТГСПА председатель профессионального жюри, представитель филиала ТюмГУ И.И. Черкасова. Но самый главный приз ждал эту хрупкую девушку впере- ди! Именно ей достались лавры победителя! Под громкие и восторженные аплодисменты зрителей Елена получила из рук главы администрации Тобольского района Ю.А. Батта диплом победителя. Второе место было присуждено С.В. Чепурной. Третьим призёром конкурса названа Ф.А. Вахитова. Дипломами в номинациях «Сердце отдаю детям», «Учитель-воспитатель», «За вдохновение и поиск в педагогике» отмечены Э.Р. Сафаргалеева, З.М. Мухамедулина и Ю.Н. Кухарь.
В номинации «Воспитатель года - 2015» высшую ступеньку пьедестала почёта заняла воспитатель детского сада «Буратино» (с. Кутарбитка) О.М. Казакова. Её коллеги Н.А. Фёдорова, И.А. Полянина («Василёк», с. Байкалово) и Т.Н. Пысина («Берёзка», с. Малозоркальцево) награждены специальными дипломами.
«Что дал вам конкурс и нужен ли он?» На этот вопрос, который я задала конкурсанткам после пережитых двух дней тревог и волнений, услышала в ответ: «Конечно, нужен. Он помогает встряхнуться, самоусовершенствоваться, набраться опыта и свежих идей. Ведь каждый урок, время, прожитое здесь, - это не только открытие нового, но и само-утверждение, ступенька наверх. И путь этот бесконечный. Спасибо организаторам, коллегам, которые поверили в нас, поддержали и вдохновили».
Спасибо всем, кто помогал в проведении этого яркого и волнующего праздника, благодаря которому в педагогической семье районного учительства засверкали новые звёздочки.