Редеют ряды ветеранов Великой Отечественной войны. Уже тем безусым юношам, которые начали свой воинский путь в 1943 году и пережили Сталинградскую битву – одну из самых кровавых в истории человечества, Курскую битву, участвовали в освобождении Ленинграда от блокады, в этом году исполняется 90 лет.
Есть в этом списке и имя Александра Михайловича Перевозкина.
Здесь живут ветераны войны
Дом юбиляра найти несложно. И не только потому, что на нём табличка с нарисованной георгиевской лентой и надписью «Здесь живёт участник Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». Он отличается своей оригинальностью и выглядит ничуть не хуже стоящих неподалёку современного вида усадеб с обшитыми сайдингом домами и коваными железными воротами и палисадниками. Рассматриваешь украшения на воротах, резные наличники на окнах, которые со временем пообносились, но не потеряли привлекательность, и невольно восхищаешься мастером. Это сколько же терпения, сколько фантазии, а главное, кропотливого труда нужно вложить, чтобы дом стал произведением искусства!
Внешний облик дома многое может сказать о внутреннем мире его обитателей. Александр Михайлович и Таисия Степановна – люди трудолюбивые, гостеприимные, добродушные, общительные, открытые, неунывающие. Они вместе почти 60 лет! Все эти годы жили душа в душу, да и сегодня поддерживают друг друга, переживают и волнуются друг за друга. «Подводит здоровье Сашу, всё тяжелее ему передвигаться, даже по дому», – в этих словах супруги нет ни капли жалобы, только волнение за родного человека. На то же, что сама давно уже ходит, опираясь на табурет, Таисия Степановна даже не обращает внимание. Привыкла. Ноги ходят плохо, а вот руки по-прежнему просят работы. Вяжет и стряпает. О том, какие у хозяйки получаются замечательные блины, пирожки с творогом и булочки с повидлом, убедилась сама. Рецепт теста у женщины свой – достался от мамы.
Володинских корней
Оба супруга родом из Володино. Знали друг друга с детства. Правда, путь к супружескому счастью оказался тернист и у Александра Михайловича, и у Таисии Степановны. Прежде чем связать судьбы, успели пожить каждый своей семьёй. Тогда им, тридцатилетним, казалось, что за плечами – целая жизнь.
А пережито было, действительно, немало. Александр Михайлович многие километры прошагал военными дорогами. И пусть не довелось участвовать в боях, но крови и смерти повидал. Как только исполнилось восемнадцать лет, был призван в армию. Школьником много слышал о великом городе на Неве, таком далёком и недоступном для мальчишки из сибирского села. И не думал, что будет стоять в обороне Ленинграда, прикрывая подступы со стороны Гатчины. Что будет обеспечивать безопасность местного аэродрома, периодически подвергавшегося бомбёжкам, что на грузовой машине «ЗИС-5» – одном из основных транспортных автомобилей Красной Армии во время войны – будет подвозить боеприпасы.
Таисия Степановна Наумова в это время вместе с односельчанами работала в колхозе «Прогресс», помогая обеспечивать советских бойцов продуктами и вещами, тем самым внося свой вклад в Победу. «Всё делали: зерно в поле убирали, мёрзлую картошку из земли добывали, сено и солому на лошадях с полей вывозили, дрова для фермы заготовляли. Бывало, зимой в лесу по сугробам пробираешься, вся вымокнешь, замёрзнешь так, что согреться не можешь. На ногах папины холщёвые кальсоны, которые мать надеть дала, да маломальская обувка, – вспоминает она. – Оттого и ноги рано болеть стали».
Сегодня рядом с наградными документами участника войны А.М. Перевозкина хранятся документы участника трудового фронта Т.С. Перевозкиной. В стареньком лакированном шифоньере висит выходной пиджак юбиляра, увешанный военными наградами, среди которых орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией», знак «Фронтовик», медаль «Ветеран труда». Есть свои награды и у Таисии Степановны – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран труда».
Демобилизовавшись, вернулся солдат домой – в родное Володино. Позвали завхозом в школу. Женился, уехал. Но вскоре вновь приехал. Уже один. К тому времени и Таисия Степановна разошлась с мужем, одна воспитывала дочь Любу. Потянулись душой друг к другу, решили начать семейную жизнь, что называется, со второй попытки. Со временем пришло чувство привязанности, переросшее в любовь. Родились двойняшки Наташа с Колей. Приняли супруги решение переехать в районный центр. На тот момент муж работал на Юргинском маслозаводе водителем.
Привычные к труду
С переездом устроилась на маслозавод и жена. Орудиями труда Таисии Степановны стали кирка и лопата: ездили по деревням, долбили лёд, который шёл на охлаждение молочной продукции. Холодильников в то время не было. Через несколько лет женщина перешла в коррекционную школу-интернат, где проработала пятнадцать лет: сначала посудомойкой, затем поваром. Александр Михайлович же так и трудился на маслозаводе до пенсии. Сидел за баранкой автомашины всё это время, если не считать первых лет, когда возводили дом, да годы, когда, будучи уже на заслуженном отдыхе, продолжал трудиться кладовщиком.
Строительство жилья требовало времени, которого у водителя маслозавода практически не было. Пришлось отучиться на кочегара, отказаться на время от любимого шоферского дела.
Местом жительства выбрали одну из центральных улиц – улицу Ленина. На месте старого дома развернули строительство. Жили здесь же – в бане. Чтобы приблизить новоселье, использовали каждую свободную от производственной работы минуту. Вставали с утренней зорькой и ложились за полночь.
Старались сделать так, чтобы новый дом стал семейным гнездом и, как в песне поётся, «началом начал», «надёжным причалом». Не давала покоя Александру Михайловичу его творческая натура, стал думать, как украсить постройки в едином стиле. Рисовал узоры на бумаге, переносил их на фанеру, затем аккуратно вырезал. Не поднялась рука у хозяйственного мужчины сжечь тарные ящики, которые отправили ему в кочегарку. Разобрал их и получил отличный материал для обшивки. И не только дома, но и надворных построек: дровяника, бани, стаи.
Таисия Степановна создавала уют. В доме всегда вкусно пахло выпечкой. Хозяйке удавалось всё: от хлеба до хвороста. Особенно вкусными и пышными были шаньги! Ткала дорожки, вязала коврики и носки. Муж старался не отставать от жены, не только увлекался резьбой по дереву, но и шил тёплые тапочки, ремонтировал обувь, подшивал валенки, даже занимался вышивкой, что является редкостью для мужчин. Сейчас об этом увлечении напоминает вышитая крестом картина – женщина с цветами. «Любовь к шитью и вышивке по наследству передалась дочери, – говорит Таисия Степановна. И приносит своё платье, ворот которого украшен выбитой вышивкой: – Вот её работа. Она профессиональная вышивальщица, долгое время трудилась в Юргинском комплексе бытового обслуживания. Затем была диспетчером на пекарне, специалистом по охране труда в детском саду».
За работой, заботами о детях, домашними делами, управой по хозяйству пролетали дни, месяцы, годы…
Продолжение читайте на страницах "Призыва".