Программа под названием "Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»" была утверждена Президентом РФ Д.А. Медведевым. Что такое «новая школа»? Какими характеристиками она должна обладать? В документе говорится, что, во-первых, школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Во-вторых, новая школа – это школа для всех. Здесь будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях.
В-третьих, новая школа – это новые учителя, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.
Кроме того, новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Это современная инфраструктура. «Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой со вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством, – говорится в документе. – И самое главное – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом. Это в будущем. Но пока мы только идём к общей цели – к новой школе".
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ – ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
На нынешней педагогической конференции, прошедшей в конце августа, начальник отдела образования Казанского района Н.С.Волоконцева остановилась на том, как в прошлом учебном году педагоги района работали над реализацией национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Особое внимание было уделено государственному образовательному стандарту, отслеживались результаты освоения образовательных программ общего и дошкольного образования. Что конкретно было сделано?
Один из самых важных результатов в работе – это неплохие итоги единых государственных экзаменов.
В своём докладе Надежда Семёновна отметила, что в целом ЕГЭ выпускники 2010 года сдали лучше, чем в прошлом (2009) году. К примеру, по русскому языку и математике средний балл по району превышает среднеобластной. Хорошо подготовили выпускников к сдаче ЕГЭ педагоги Казанской, Новоселезнёвской, Чирковской, Пешнёвской, Б-Ченчерской, Челюскинской, Грачёвской школ.
В этом учебном году одна из основных задач, стоящих перед педагогическими колективами, – информатизация учебного процесса. Для успешной реализации этой задачи требуется много средств. На сегодняшний день в школах района установлены 350 компьютеров, 17 интерактивных досок. В работе учителя и ученики пользуются 960 электронными учебниками.
– Но этого всё равно недостаточно, так как на 9 учащихся приходится 1 компьютер, – считает Н.С. Волоконцева. – Что касается педагогов, то пока только 63% учителей успешно освоили компьютеры. Поэтому с января 2011 года аттестация педагогических кадров будет проводиться иначе: обязательно будет проверяться то, как преподаватель использует в своей работе информационно-коммуникативные технологии.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Ещё в конце прошлого учебного года велась речь о том, что в Тюменской области начнётся эксперимент. Казанская средняя общеобразовательная школа будет участвовать в апробации (проверке на практике) федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Что это означает?
Учебный план, по которому работают педагоги начальных классов, состоит из двух частей. Первая – инвариантная (неизменяемая), в которую входят все образовательные предметы (русский язык, литературное чтение, математика и др.). Вторая часть – вариативная, т.е. внеурочная деятельность. Она включает в себя шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, час общения «Уроки нравственной жизни», социальная работа и проектная деятельность. Кроме 20 часов в неделю, отведённых на изучение учебных предметов инвариантной части, на внеурочную деятельность отводится ещё 10 часов. Эксперимент будет проводиться в 1-х классах. Поскольку в сентябре первоклашки ещё только начинают привыкать к школьным занятиям, к новому коллективу и учителю, то внеурочные занятия будут проводиться с 1 октября. Иначе говоря, именно с этого времени каждый ребёнок-первоклассник должен будет остаться в школе ещё на 2-3 дополнительных занятия. Спортивно-оздоровительные занятия будет проводить учитель физической культуры А.В. Егоров, занятия художественно-эстетической студии во всех трёх первых классах, которые набраны в этом учебном году, будет вести молодой педагог О.А.
Тютюнникова. Час общения «Уроки нравственной жизни» с детьми проведёт также начинающая педагогическую деятельность Н.С. Рыжкова. Все педагоги (каждый в своём «родном» классе) займутся социальной работой и проектной деятельностью с детьми.
Научно-познавательное направление, включённое в состав внеурочной деятельности, будет вести в школе опытный педагог О.П. Иоч. В этом году Ольга Павловна вновь набрала первоклашек. На факультативном занятии научно-познавательного направления она будет использовать программу «На пороге школы», которая предусматривает несколько разделов. Один из них, к примеру, – это рассказ о нашей стране, символике, народностях, населяющих Российскую Федерацию и многое другое. В рамках данного направления будут проводиться занятия интеллектуального клуба «Умники и умницы». Одна из целей таких занятий – подготовка детей к олимпиадам по разным предметам.
В этом учебном году научно-исследовательскими изысканиями будут заниматься все дети без исключения.
Эксперимент, который только начинает проводиться в Тюменской области, серьёзен. Дополнительная нагрузка будет не только у детей-первоклашек, но и у педагогов. Сейчас учителя закончили писать тематическое планирование, которое кардинально отличается от того, что они делали ранее. К примеру, педагог, готовясь к уроку, обязан предусмотреть результаты по изучаемому разделу. Например, в 1 классе изучаются понятия «слово», «слог», «предложение», «ударение». Учитель планирует личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты. Ребёнок на уроке должен научиться задавать вопросы, быть готовым слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и многое другое. Помимо тематического планирования к урокам, педагог должен написать рабочую программу, по которой он будет заниматься с детьми во внеурочное время.
МОЛОДЫЕ ЭНЕРГИЧНЫЕ ПЕДАГОГИ
В Казанскую среднюю общеобразовательную школу пришли молодые педагоги. В начальной школе – Н.С. Рыжкова (классный руководитель 1 «в» класса), О.А.Тютюнникова (классный руководитель 1 «б» класса) и учитель английского языка во 2-х классах А.А. Дацкевич. Я поговорила с Надеждой Сергеевной Рыжковой. Она окончила Ишимский педагогический институт с отличием.
– В школе мне нравится, – говорит молодая учительница.– Коллектив встретил хорошо, дети замечательные.
В 1 «в» 27 ребятишек. Многие из них ходили в детский сад, поэтому держатся вместе, что называется «кучкой». Эти дети, по мнению Н.С. Рыжковой, активнее, чем те, кто до школы в детский сад не ходил.
Многие ребятишки уже читают по слогам, знают буквы. Но есть и такие, кто азбуку пока не одолел.
Все педагоги начальной школы работают по развивающей программе профессора Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Она качественно отличается от традиционной и предусматривает дифференцированный подход к каждому ученику в классе. Учебно-методический комплект (учебники, тетради, которыми пользуются дети) более красочный, с интересными заданиями, развивающими в том числе и логическое мышление ребёнка.
Эксперимент по апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования только начинается, и о каких-то результатах говорить рано. Безусловно, будет нелегко и учителям, и детям. Но посмотрим, что из этого получится.
Тамара НОСКОВА
Фото автора