В филиале колледжа транспорта в посёлке Винзили слабый пол покоряет новую для себя высоту, обучаясь по специальности "Машинист мостового крана". Как же эти хрупкие, нежные создания попадают на высоту птичьего полета? И существует ли какой-то отбор?
- Страшно?
- Нисколько!
- Правильно! Самое главное - преодолеть страхи! Тогда всё получится! (из диалога ученицы и наставницы).
Под ногами – шесть метров. В руках – десятитонник. Впереди – корочки крановщины. Для Татьяны Таранцовой это первый урок на высоте. На моих глазах экономист с восьмилетним стажем осваивает новую профессию. С новичком опытом делится одна из лучших крановщиц завода «Тюменьстальмост» Светлана Пандышева: «Чувствую себя на кране, как в кресле дома. Я привыкла, мне уютно! Другие удивляются: как так? Такая маленькая и на кране? Народ думает, если на кране, то должен быть мужик! А мне смешно! Пускай удивляются, пускай поражаются! Это – мое призвание!»
Ученица тоже удивлена. Чем? Количеством льгот для крановщиц на заводе, а главное – лёгкости управления железным гигантом. Татьяна Таранцова, будущий машинист мостового крана, рассказывает: «Мне показалось, кран похож на трактор. Но всё доступно, всё понятно. Думаю, я буду работать, я всему научусь! Ведь это профессия для сильных женщин!»
Их называют элитой завода. Они ворочают грузы до 20 тонн. На высоте проводят по 12 часов за смену. Их бесплатно кормят в столовой. И развозят по домам. А за вредность дают молоко. По пол-литра в сутки. Их работа и опасна, и трудна. И на заводе "Тюменьстальмост" её все чаще поручают женщинам. Сергей Козловских, начальник отдела охраны труда завода, признаётся: «Женщина – создание более аккуратное, пунктуальное, скурпулёзное, терпеливое и выносливое! На нашем предприятии эти качества ох как востребованы и нужны! Хорошая крановщица – она не просто дорогого стоит, она очень дорогого стоит! »
А потому учат специальности здесь же и бесплатно. Приходя на завод после практики, крановщицы не только имеют представление о работе, но и у каждой уже есть свой личный кран. На котором они практикуются по два с половиной месяца. Трёхсторонний договор с департаментом образования и колледжем транспорта заключили ещё в прошлом году. Курсы длиной в 5 месяцев включают в себя как теорию, так и практику. Преподаватели говорят, требования к будущим крановщицам такие же, как к таксистам и водителям автобусов: все с людьми работают и отвечают за безопасность головой. В учебном расписании 200 часов отводится на изучение оборудования и технологии производства. А больше всего уделяют времени и внимания охране труда.
Эту группу слушателей набрали всего месяц назад. В 2014 таких было четыре. С каждым разом за парты садится все больше тюменок. Татьяна Нохрина, заведующая учебной частью филиала колледжа транспорта п.Винзили, говорит, что этому есть объяснение: «Дамочка смотрится там, на кране, на высоте, хозяйкой, богиней даже! Маленькая, хрупкая – и на такой высоте!»
Но маленькие и хрупкие, на конкурсах они даже больших и сильных мужиков обходят. Сотрудницы «Тюменьстальмоста» выигрывали областные соревнования. А на УрФо входили в число призёров.
Так что рост, национальность и «прошлое» значения не имеют. Ограничения тут только по возрасту. Не младше 18-ти, не старше 40-ка. Беженка из Украины Оксана Ивасенко подходит по всем параметрам. Бывшая проводница в Тюмень с семьёй приехала ещё осенью. Думала, что трудно будет найти работу, но курсы изменили мнение мамы двоих детей. Оксана Ивасенко, будущий машинист мостового крана, говорит: «Страшнее того, что я пережила в Украине, не бывает! Поэтому я не буду бояться и буду работать! Ощущение высоты мне нравится! Я и всех своих близких зову в Тюменскую область. Здесь и льготы хорошие, и люди!»
Зарплатой обещали не обидеть. Даже во время учёбы они получают по 86 рублей за каждый час на высоте.