Медиакарта
3:21 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Победы резидентов

10:02 | 12 марта 2015
Источник:

Новаторские идеи живучи. Так было во все времена. Никакой экономический кризис или политические потрясения не заставят перестать думать светлую голову изобретателя, который идет к своей цели, создавая инновационный продукт. Задача власти – поддержать эту светлую голову. Что и делает Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменский технопарк). В его бизнес-инкубаторе сегодня 36 резидентов. И все они работают над созданием новых инновационных продуктов.

Руководитель технопарка Александр Сакевич рассказал:

– В 2014-м и начале этого года многие наши резиденты в своих разработках перешли на стадию промышленного производства. К примеру, компания «Агрохит» вывела на рынок свою инновационную зерносушилку, а компания «Тюмень» запустила кабинет телемедицины. Другие резиденты близки к созданию опытного образца инновационного продукта или уже создали его. Например, компании «Крисаф» и «ИФИС».

Лечиться играючи

К ним журналисты и отправились. Сначала в Тюменский район, на базу компании «Тюменьнеруд», которая предоставила помещение ООО «Крисаф». Это большая комната, где и находится инновационный продукт – огромная установка для реабилитации детей с нарушениями центральной нервной системы, в частности, с ДЦП. А придумал её врач-педиатр, имеющий опыт работы и на скорой помощи, Ильдар Рахматуллин. Теперь он и руководитель ООО «Крисаф». В штате ещё два врача – хирурги. Помимо тренажёра, в комнате установлены электронное оборудование, компьютеры. С их помощью врачи следят за поведением больного на тренажере. Ильдар Рахматуллин рассказал: «Наша установка способна восстанавливать функции, утраченные в результате парезов, параличей. С детьми обычно работать сложно, так как ребенку быстро надоедают монотонные физические упражнения, поэтому мы решили погрузить его в виртуальную среду». Виртуальная среда – это большой монитор перед тренажером. Ребенок ложится на кушетку, его тело закрепляют ремнями, стропами, затем поднимают на определенную высоту и «отпускают в свободное плавание». На мониторе ребенок видит чудесный подводный мир с гротами, разнообразной морской растительностью и живностью – всё это движется. И увлекает ребенка. Ему кажется, что он плывёт под водой, стремится догнать вот эту рыбку или заплыть вон в ту таинственную пещеру, поэтому с большим удовольствием и с нужным эффектом выполняет упражнения на тренажере.

«Сеанс может длиться от 15 до 40 минут. Всё зависит от степени тяжести заболевания, порой процесс реабилитации затягивается на долгие годы, – пояснил врач. – Ребенок играет, выполняя различные задания, которые от него требуются, – фотографирует сокровища, ловит рыбу... Для того чтобы выполнить задание, ребенок должен двигаться, задание мотивирует его на движение, то есть нужно, чтобы он сам принимал непосредственное участие в процессе реабилитации. Пациенту задается программное движение, различные виды имитации плавания – к примеру, дельфина, человека в ластах, а также ходьба, бег. В процессе участвуют все мышцы ног и туловища. Действует принцип обратной связи. Есть датчик управления. А виртуальной средой пациент управляет сам, своими движениями. Компьютер считывает степень скорости, с которой плывет пациент. Если он активен – скорость больше. Если ничего не делает – скорость будет минимальной».

Врач напомнил известный постулат: движение – это жизнь, а потому является одним из принципов, который заложен в комплекс лечения заболеваний, связанных с травмами спины. Так что надо больше двигаться всем без исключения.

Установка может оказать большую пользу и взрослым пациентам. По словам врача, для инсультных больных реабилитацию можно проводить начиная с раннего восстановительного периода, через неделю-две после инсульта. Это позволит снизить количество осложнений, смертности и получить больший эффект.

Тренажер рассчитан на больного весом до ста килограммов, технические испытания на предмет безопасности уже прошел. Сейчас опытную установку готовят к экспертизе, клиническим испытаниям в медучреждениях, в том числе и в тюменских. Новаторы думают о создании еще двух опытных образцов. При положительном заключении планируют выйти на рынок к 2016 году. Потрачено немало времени и нервов, ведь работа началась в 2008 году. Тогда уфимский врач Ильдар Рахматуллин «близко столкнулся» с ДЦП, поэтому решил заняться этой проблемой вплотную. В 2012 году стал резидентом Тюменского технопарка – и работа пошла быстрее. «В проекте были задействованы много людей, ряд компаний. Несколько российских заводов стали нашими партнерами. Делал для нас детали также Центр прототипирования Тюменского технопарка», – подчеркнул новатор.

Клинические испытания впереди. Но Ильдар Рахматуллин уже сегодня уверен в неоспоримой пользе своей инновационной установки. Он признался: на ней долгое время проходила реабилитацию взрослая девочка с ДЦП, и улучшения оказались весьма значительные.

Чудо-игла

Другой резидент бизнес-инкубатора Тюменского технопарка – ООО «ИФИС» – базируется на Бабарынке, в керно-хранилище одной из газонефтяных компаний. Инновация, которую придумал «ИФИС», позволяет анализировать породы керна с помощью сверхчувствительной иглы. Генеральный директор компании Александр Смирнов показал в лаборатории инновацию – прибор для анализа керна в новом исполнении. До этого было два варианта, которые скромно примостились на соседних столах. С первым из них два года назад «ИФИС» и попал в технопарк в качестве резидента бизнес-инкубатора, успешно пройдя экспертный совет. Вторым пользовались еще месяц назад. Совершенству, как говорится, нет предела. Для разработчиков инновационной продукции – это дело обычное. Речь идет о технологии микропрофилирования керна горных пород нефтегазовых месторождений. «Мы проходим керн нашим датчиком – сверхчувствительной иглой, которая позволяет описать, из каких горных пород сложен разрез. Особенность технологии в том, что делается это достаточно быстро, – поведал Александр. – Подобные технологии существовали и раньше. Томография, например. Но стоимость получения данных очень и очень высокая. Мы получаем их относительно дешево для такой точности. Третий прибор создали для того, чтобы повысить уровень автоматизации и приблизиться к нашим производственным показателям. Мы ведь уже оказываем услуги нефтегазовым компаниям по исследованию керна».

Керн – это кусок породы, который берут с глубин месторождения и отправляют его в лабораторию на исследование. Нефтяники хотят знать его свойства, от этого зависит – легко ли, сложно ли будет добывать нефть на данном участке. Заказывают целый комплекс услуг. «Один из методов – наше микроисследование керна», – рассказывает новатор. А оператор тем временем с помощью компьютера выставляет датчик на приборе в нужное положение. Напоминаю, датчик – это сверхчувствительная игла. На мониторе появляется картинка керна – что называется, взгляд изнутри. Александр продолжает: «Получаем свойство самой поверхности горных пород, свойства близки к тому, какими частицами сложена горная порода, то есть узнаем гранулометрический состав. А от него уже зависят показатели, которые в первую очередь интересуют нефтяников, – это пористость, проницаемость, влагоудерживающая способность и так далее. Чем больше пористость – тем больше способность отдавать нефть. То есть мы не говорим, где находится нефть, а мы говорим, какая горная порода способна ее отдавать».

У входа в лабораторию лотки с кернами – пришли новые заказы на исследования с трех скважин. Несколько лотков с кернами в самой лаборатории. «Уже по цвету и рисунку породы невооруженным глазом видно, что керны изъяты из мест с так называемыми трудноизвлекаемыми запасами. Разрез очень сложный, перемежается разными горными породами, – обращает внимание журналистов Александр. – Но будем проводить микроисследования. Заказчику это необходимо».

Глава «ИФИСа» также надеется, что инновационный метод исследования керна их компании будет востребован другими предприятиями, исследующими керн. «У нас есть производственный показатель – мы должны достигнуть определенного уровня эффективности и точности снятия сигнала, – поделился планами Александр. – Из горной породы выпиливаем образец, который помещаем в установку. Эта установка рассказывает нам, сколько у этого образца проблем. То есть стандартные методы никуда не делись. Мы лишь заявляем, что сможем интерпретировать весь разрез и меньшим количеством образцов. А значит – экономим трудозатраты. Одним словом, повышая уровень автоматизации, знаем, как ею распорядиться».

Добро пожаловать из других регионов

Как отметил руководитель Тюменского технопарка Александр Сакевич, самым популярным направлением среди резидентов бизнес-инкубатора остаётся нефтесервис. Однако войти в эти компании с новыми разработками довольно сложно. Видимо, надо очень постараться, чтобы удивить привередливых нефтяников. ООО «ИФИС» это удалось. Есть и другие амбициозные новинки, вышедшие из стен бизнес-инкубатора, которые приглянулись «Газпромнефти», «Роснефти», «ЛУКОЙЛу». К примеру, технология контроля качества параметра закачиваемой жидкости, которая позволила существенно сэкономить этим компаниям затраты на эксплуатацию скважин.

Приветствуются заявки на резидентство и из других регионов, но инновационные компании или индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы в Тюменской области. Раз в квартал в Тюменском технопарке проходит экспертный совет, который отбирает 2–3 проекта для развития их в бизнес-инкубаторе. Для резидентов технопарка предусмотрены определенные льготы. Финансовую господдержку по областным программам оказывает региональный комитет по инновациям. Можно получить федеральную поддержку через Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). Там действуют три программы – «Умник», «Старт» и «Коммерциализация».

Автор: Евгения ГУРЕУ, Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото/