Медиакарта
10:24 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сколько прекрасных слов хочется сказать...

14:51 | 17 сентября 2010

Родилась я в большом татарском селе Аслана, что находится в Ялуторовском районе Тюменской области. Село расположено на высоком берегу реки Тобол, поэтому так и назвали. (Аслана – второе его название Кашаул – в переводе с татарского языка – «село на высоком берегу»).

Деревня как деревня, вроде бы ничего особенного, но для меня она очень дорога: там жили когда-то мои родители, там жила моя любимая бабушка.

Как мы уезжали из деревни, я, конечно, не помню, пишу по воспоминаниям родителей. После окончания Свердловского юридического института отца направили на работу в г. Тюмень, а потом в Абатский район. Ничего примечательного в памяти не осталось. Единственное воспоминание, что Абатское на крутом берегу реки Ишима, что люди приходили на реку для того, чтобы набрать воды для питья, так как колодцев в селе не было. Все женщины носили воду в ведрах на коромысле. Моя мама тоже ходила за водой на реку. Оставить меня было не с кем, поэтому ей приходилось брать меня с собой. До реки я доходила, а обратно «ехала» уже в ведре, крепко держась за его дужку.

А через год мы жили уже в селе Ярково. Когда мне исполнилось семь лет, я начала учиться в школе.

Ярковская школа, где я училась с первого по десятый класс, памятна тем, что там работали прекрасные педагоги, труд которых оцениваешь, когда уже сам становишься взрослым человеком.

Я работаю в школе более тридцати лет, поэтому могу понять, сколько души и сердца вложили в нас, тогдашних учеников, эти люди. Где они сейчас?! Иногда по телевидению, иногда по газетам узнаешь о судьбе наших учителей.

Я помню, сколько было радости, когда увидела в одной из телевизионных передач преподавателя географии Рудольфа Георгиевича Фольца, который организовал шахматный клуб в Ярково для детей. (Он сам хорошо играл в шахматы). Я «прилипала» к экрану телевизора, чтобы еще и еще раз посмотреть на него, а память возвращала в далекое детство, где Рудольф Георгиевич вместе с Георгием Яковлевичем Сотниковым, директором, шел по длинному школьному коридору, заложив руки за спину, а мы, дети, побыстрее исчезали в своих классах, боясь получить какое-либо замечание.

Разве можно забыть учителя истории Бориса Васильевича Колча-нова! Молодой красивый человек зашел к нам и начал рассказывать об истории села и об его людях. Даже мальчишки притихли, сидели раскрыв рот, настолько это было интересно.

А в какие походы водил нас учитель! Один из них я вспоминаю каждый раз, когда проезжаю мимо населенных пунктов Новоселово, Плавнова, Чеганова Ярковского района: это был велосипедный поход, мы ехали из Ярково на велосипедах. Останавливались, разжигали костры, варили еду, отдыхали. А наш учитель, он ведь тоже устал, продолжал нам рассказывать об истории этого края. В деревнях нас встречали старички, бабушки, а мы для них готовили концерт. Может быть, и не так хорошо выступали наши мальчишки и девчонки, но старые люди не жалели своих ладоней, хлопали долго и громко, и нам хотелось петь и танцевать для них снова и снова. Возвращались из похода очень довольные. Еще несколько дней делились своими впечатлениями.

Нравились мне многие учителя, но особенно я любила Валентину Яковлевну Лещинскую, которая учила меня в начальных классах. Ее рассказы, чтение для нас интересных книг были замечательными. Прошло сорок шесть лет, а я помню, как она читала книгу под названием «По ту сторону» о судьбе детей, которые оказались в фашистском концентрационном лагере. Как мы плакали. Потом, когда заканчивались уроки, Валентина Яковлевна провожала нас домой. Если было холодно, завязывала нам платки, шарфы.

А еще я хочу рассказать о нашей первой встрече с моей первой учительницей.

…Было майское утро. Солнце светило так, будто хотело одарить своим теплом всех людей. Природа в селе проснулась: деревья зашелестели новой, молодой листвой, зазеленела нежная трава; издавая приятный аромат, зацвела сирень.

Возле сирени, высматривая каких-то жучков, стояла маленькая девочка. Она была рада, что утро такое теплое, солнечное, что наконец-то ей можно похвалиться своим нарядом: на ней был коротенький сарафанчик, на ножках красненькие туфельки, в руках маленькая сумочка и, главное, что составляло ее гордость, – на голове соломенная шляпка, которую она давно хотела носить. Ей казалось, что теперь-то она точно походит на тетю Машу, продавщицу из магазина игрушек. Не хватало только зонта. Но где его взять? И вот, когда девочка стояла и размышляла, где бы ей позаимствовать зонтик, во дворе появилась незнакомая женщина. Была она в черном платье с белым кружевным воротничком. Незнакомка спросила о чем-то у девчушки, но та смотрела не на нее, а на зонтик, который был в руках женщины. Это ведь был предмет ее мечтаний!

Девочка ничего не успела сказать, так как появилась ее мама и позвала незнакомку домой. Они долго разговаривали. Наконец мама сказала: «Дочка, это Валентина Яковлевна, учительница, она будет тебя учить. Иди познакомься!».

…Той маленькой девочкой была я. Прошли, пробежали школьные годы, и вот уже девушка, с длинными косами, стоит на линейке в день последнего звонка и с улыбкой смотрит на растерянных первоклашек, которые не знают, кому отдать свой букет, и на учительницу, что стоит рядом с ними. Валентина Яковлевна очень изменилась за эти годы: нет уже блестящих черных волос, нет уже стройной фигуры, а маленькая полноватая фигурка как бы виновато жмется к стене.

Дорогая моя учительница!

Сколько прекрасных слов хочется Вам сказать, но слова исчезают, и только губы что-то шепчут, наверное, прощаются и благодарят…

Р. АЙТБАЕВА