Приказ №01
113 стрелковому полку 32 стрелковой дивизии Калининского фронта.
«8» декабря 1942г.
От имени Президиума Верховного Совета СССР награждаю:
МЕДАЛЬЮ «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ»
1. Снайпера-красноармейца 7 стр.роты ГОЛИКОВА Василия Ивановича, за то, что он с 25 октября по 10 ноября 1942 года на обороне батальона в р-не д.ГУКИ своим метким огнем:
уничтожил 15 /пятнадцать/ фашистских солдат и офицеров.
1914 г.рожд.,б/п, русский, призван в РККА Омутинским РВК Омской обл., домашний адрес:
КОМАНДИР 113 СТР.ПОЛКА
Подполковник /БЕЛЯЕВ/
НАЧАЛЬНИК ШТАБА 113 СП
КАПИТАН /КОВАЛЕНКО/
Когда Василия Ивановича призвали на фронт, ему было 27 лет. Семейный человек, двое маленьких детей. Враз рухнули все мечты и планы.
- Я очень хорошо помню, как мы провожали отца, - рассказывает Галина Васильевна Зырянова, его дочь. - Папа нес на руках меня, а мама - 3-х месячного брата Володю. Где у нас в Омутинке сейчас железнодорожный тупик, там стоял деревянный вагон с большой дверью. В нем размещались все призванные. Папа был в синей косоворотке. Вместе с ним забирали маминого брата Тимофея Петровича Лузина, который потом пропал без вести. Папа был молодым и красивым…
Это было в июле 1941 года. Василия Ивановича Голикова отправили вначале в Омск, где шло формирование воинских частей, а потом - фронтовые дороги, которые начались под Москвой. Несколько месяцев он защищал сердце нашей Родины, а потом его перебросили на Калининский фронт в 113 стрелковый полк 32 стрелко- вой дивизии. Это он, снайпер-красноармеец Василий Иванович Голиков в боях уничтожил за 15 дней месяца 15 фашистских солдат, а позднее в его снайперской книжке появится цифра 17. Но вражеская пуля все-таки догнала солдата. Пожалуй, самое страшное ранение - в живот.
- Папа рассказывал, после боя шла похоронная бригада, которая собирала убитых, - продолжает Галина Васильевна. - Отец был в сознании, слышит: «Этот с выпавшими кишками долго не проживет. На обратном пути заберем его». А отец думал: «Если мои ребятишки счастливые, я буду жить».
Ребятишки оказались счастливыми. Завернувшись в шинель, Василий Иванович дополз до своих. Длительное лечение в госпитале города Ковров. Иногда жизнь висела на волоске.
В 1943 году по ранению Василия Ивановича отпустили домой. Пробыл неделю и опять на фронт…
В 1945 году война для сибиряка Голикова закончилась. Дома его ждали жена Антонида Петровна, старшая дочь и два сына, младшему Славе чуть больше года.
Отменно зная пимокатное дело, чему еще в детстве Василия научил отец Иван Иванович, солдат легко влился в мирную жизнь. Устроился на работу в промартель, катал валенки. Позднее открыл дома мастерскую по изготовлению валенок. Валенки ручной работы, в которые была вложена душа, радовали омутинских жителей. А какие Василий Иванович катал чесанки! До сих пор о них по селу ходят легенды. Передавал свое мастерство детям, их в семье было шестеро. Ребятишек учил всему - они плотничали, могли устранить в доме любую неисправность. И доверяли отцу многие секреты.
- С ним можно было обсудить все наши тайны, - говорит Галина Васильевна.
К счастью, Василий Иванович Голиков вернулся домой. Но остались лежать в чужой земле его братья и сестра. Пропал без вести Иван Иванович, похоронен в Польше Борис Иванович, без вести пропала Екатерина Ивановна, которая была донором при госпитале. Вечная слава вернувшимся, вечная память погибшим!
Фото из семейного альбома