Нина Ивановна Литвинова родилась 21 января 1927 года в деревне Буреньке Уватского района. В 1929 году семья переехала в Уват, где Нина окончила среднюю школу, затем поступила в Тобольский учительский институт.
В роковой 1941-й Нине было всего 14 лет. Ее отец работал начальником Уватской метеостанции, на войну его не взяли из-за порока сердца. Мама работала в военные годы заведующей пекарней. Из всего 8-го класса в селе почти никого не осталось. Молодежь, чтобы легче устроиться в будущем на работу, продолжала образование в Тобольске во вновь открытом фабрично-заводском училище или ремесленных училищах связи и речников, кто-то из девочек после 7-го класса уехал в техникумы Ханты-Мансийска или Салехарда.
В военные годы школьное образование было платным. Родители Нины Ивановны отдавали за полугодие по 75 рублей. Правда, такие условия касались только тех, чьи отцы не служили.
Учителей в сельской местности и тогда не хватало. В Уватской школе два года не было 10-го класса.
Педагоги в военные годы в основном были из числа эвакуированных: прямо за стеной в двухквартирнике, где росла Нина Ивановна, жили три семьи из блокадного Ленинграда. Многие из них работали в школах и детдомах. «У нас были учителя из Ленинграда и Украины, - вспоминает Н.И. Литвинова. - Только математику вела уватская учительница. И потом, как только освободили Ленинград, освободили Украину, они вернулись на родину, и в старших классах некому стало преподавать».
Война никого не щадила ни на фронте, ни в тылу. С юных лет молодежь начинала трудиться. Летом - работа в колхозе, в сентяб-ре - заготовка дров для школы. С 1942 года стали трудиться в колхозе в Поспеловке, что за Уватом. Ходили туда пешком. Сажали картофель, чистили хлеб от осота, вязали снопы.
«Хлеб был сорный, много осота, колючая трава была,- вспоминает Н.И. Литвинова. - Пришла, помню, все руки у меня красные были, потом мама мне нарукавники сшила. Норму давали, сколько связать снопов».
В условиях военного времени каждый был обязан уметь защищаться не только на фронте, но и в тылу.
Правда, здесь людей атаковали не пули, а совсем иные, порой невидимые враги. В учебных классах, помимо привычных дисциплин, преподавали военное дело. По ГСО - готов к санитарной обороне - ребята даже сдавали экзамены. Предмет был необходим для профилактики инфекционных заболеваний среди населения. Нина и другие девочки каждую среду ходили для проверки в школу, в правление колхоза. Также знали и правила противовоздушной, химической обороны, а уж сдать норны ГТО - готов к труду и обороне - не составляло никакого труда.
Война войной, а в селах развивалась художественная самодеятельность. Бывало, вечерами собирались вместе и давали друг другу представления. Кроме того, помогали семьям, у которых на фронте были отцы, пилили и кололи дрова, мыли полы, фронтовикам шили кисеты, вязали варежки, отправляли посылки на фронт.
Интересный факт из жизни сибиряков. В послевоенные годы в Юровском вылавливали много рыбы. И хотя хлеб ели из картофеля, стерлядь в домах лежала, как дрова, поленницей. Рыбины огромные, с икрой, желтые. Нарежут, нажарят и, будто извиняясь, говорят: «Кушайте, уж не брезгайте, хлеб-то у нас из картошки, синий».
Педагогическая деятельность Нины Ивановны началась в 1945 году в Юровской школе. Потом в Ивановской школе она преподавала историю и немецкий язык, в период с 1965 по 1971 год была завучем, непродолжительное время занимала и должность инспектора районо.
Учитель отдается профессии без остатка. Это его крест и судьба. Может, поэтому учитель нередко становится близким человеком, маяком на жизненном пути, образцом для подражания и советником, и спасителем из самых, казалось, безвыходных ситуаций.
Во все времена деятельность учителя не ограничивалась только проведением уроков. Общественная работа занимает большую часть времени. Вот и Нина Ивановна, помимо преподавания, вела лекторскую и пропагандистскую деятельность. Особенно сложно было со всеобучем: ходили по домам, собирали детей, занимались с ними дополнительно. Так что личного времени практически не было.
Большинство своих выпускников Нина Ивановна до сих пор хорошо помнит: Александра Сафонова, Александра Садюкова, Анатолия Сафонова, Николая Кошкарова, Ивана и Владимира Юдиных, Василия Анчугова, Николая Арефьева.
Строительство железной дороги в Уватской районе - это время больших перемен, оттого и воспоминания о том периоде согреты теплотой. Нина Ивановна с удовольствием вспоминает работу с молодыми учителями: З.Д. Корчёмкиной, Р.Ю. Кинчиной, Т.М. Майзук, Г.И. Касьяновой и другими.
Нина Ивановна вышла замуж в 1949 году за фельдшера ивановского медпункта Александра Андреевича Литвинова, а уже в марте следующего его забрали в армию. На руках молодой учительницы осталась трехмесячная дочка Лариса.
Встретиться с супругом удалось лишь через четыре с половиной года: после года с лишним службы в Тюмени военного летчика А.А. Литвинова направили в Германию. Через несколько лет ему удалось забрать туда семью.
Через два года после демобилизации вернулись по направлению в Ивановку. В 1979 году муж Н.И. Литвиновой умер. Дочь выросла, окончила Ивановскую школу, и сейчас в Гатчине работает вра-чом.
39 лет отдала Нина Ивановна педагогической деятельности. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», юбилейными наградами, почетными грамотами.
Сегодня Нина Ивановна со слезами то ли от радости, что всё позади, то ли от сожаления, что никого уж не вернуть, вспоминает далекие 1940-е, когда «стояла большая вода, и ребятишки-десятиклассники на экзамены и на выпускной к школе подплывали на лодках, видела нищету в Юровском, ела синий картофельный хлеб, а чтобы выжить, сдавала масло на завод, шерсть с овечек, яйца - всё для фронта, всё для Победы».
Фото Дмитрия ФИЛАТОВА