Ульяна Федоровна Бабикова прожила большую жизнь. 20 марта ей исполнится 94 года. Возраст весьма почтенный и заслуживает всяческого уважения. Такому солидному возрасту можно только позавидовать.
Однако эта долгая жизнь не всегда была легкой и безоблачной. Особенно трудной была ее первая половина, когда на долю этой женщины пришлись различные испытания.
Родилась Ульяна Федоровна в крестьянской семье в д. Бурлаки бывшего Домнинского сельсовета, ныне Зареченского поселения. Ее родители, Федор Матвеевич и Анна Васильевна, трудились единолично в своем хозяйстве, имели землю и лошадей, выращивали хлеб и содержали в хозяйстве скот. Однако после Гражданской войны и с установлением советской власти хлеб у крестьян выгребали продотрядовцы. И в 1921 году мужики в наших краях поднялись с оружием против властей.
Это восстание жестоко усмирили, но его отголоски еще долго мешали деревне жить и трудиться спокойно. Недовольство навязываемыми порядками особенно проявилось в период коллективизации, когда крестьян в России по указке Сталина вновь превратили в крепостных. Все нажитое за долгие годы упорным хлеборобским трудом надо было отдать в коллективное хозяйство.
У Федора Матвеевича и Анны Васильевны в созданный бурлаковский колхоз забрали пашню, покосы, лошадей и сельхозинвентарь. Это стало сильным ударом по семье. Все очень переживали, а бабушка, Акулина Ивановна, мать отца Ульяны, не смогла перенести всего этого и с горя умерла.
Став колхозниками, взрослые начали трудиться на колхозной работе также прилежно, как и в единоличном хозяйстве. Подрастая, в работу включились и ребятишки. Их в семье было трое: Ульяна, Александр и Мария. Но только Ульяне удалось закончить семилетку, остальные учились лишь в Журавлевской начальной школе: надо было работать.
На всю оставшуюся жизнь им запомнились лихие военные годы. Тяжелый физический труд, нехватка еды, одежды, обуви. На войну забирали мужчин и молодых парней, а работа на полях и фермах ложилась на плечи детей, стариков и женщин. Ушел в армию и брат Ульяны Федоровны, Александр, а домой вернулся весь израненный.
После окончания семилетки в с. Черном Ульяну назначили в колхозе счетоводом. По тем временам семь классов считались чуть ли не специальным образованием. Должность колхозного счетовода была ответственной, надо было не только учесть всю производимую и сдаваемую государству продукцию, но и начислить колхозникам трудодни за их труд. Но Ульяна Федоровна с работой успешно справлялась.
Позже комсомолку направили в Копотилы заведовать местным клубом. Это во время войны было важным участком работы – политическим. Спрос с «культурных» работников в то время был строгим. Надо было информировать население о жизни страны, о делах на фронтах, проводить беседы с народом. Она организовывала концерты в клубе, привлекая к участию в них учителей, местных комсомольцев. И, конечно же, ее всегда можно было видеть на колхозной работе, где возникала необходимость в дополнительных рабочих руках.
И тут пришла беда. В Бурлаках, в ее родной деревне, умер отец. И Ульяна Федоровна по семейным обстоятельствам вынуждена была оставить клуб и переехать поближе к семье, в Домнино. Там ей поручили другую работу. Первое время она сушила картофель для фронта, а после заведовала молоканкой.
Именно в Домнино в 1944 году произошел поворот в ее судьбе. Ульяна Федоровна вышла замуж за местного парня, Петра Максимовича Бабикова, не призванного на войну по состоянию здоровья. Прожила с ним в мире и согласии до 1980 года, пока его не стало.
Жили Бабиковы дружно, вырастили и воспитали троих детей: дочерей Валентину и Дарью и сына Виталия.
Дочери выучились на медицинских работников, а Виталий стал шофером. Уже много лет трудится водителем в районной администрации. Живет своей семьей в Вагае.
Ульяна Федоровна, выйдя на пенсию, переехала на жительство к сыну. Помогла подрастить ему и его супруге, Тамаре Ивановне, детей, Максима и Марину, которые теперь уже давно стали взрослыми, живут самостоятельно.
Сама же Ульяна Федоровна в последнее время гостит в Тюмени, у дочери Дарьи Петровны. Думается, что, находясь на заслуженном отдыхе, она нередко вспоминает о прошлой своей жизни, полной забот и труда.
Накануне ее очередного дня рождения я не смог не встретиться с этой женщиной, чтобы поговорить о важном периоде в ее жизни – о работе дояркой на Домнинской молочной ферме в 60‑е и 70‑е годы. Именно тогда я встретился с ней впервые и запомнил навсегда. Невысокая, хрупкая, в привычной телогрейке или халате и высоких резиновых сапогах.
Она ухаживала за группой коров в сыром и душном коровнике. Доила, кормила, поила, чистила животных на привязи. Тогда с поением коров была целая проблема: коров всю зиму гоняли на речку Агитку, где для скота вырубалась прорубь. Позднее поставили водовоза, который возил на лошадях в бочках воду, но ее все равно нужно было разносить по двору дояркам, чтобы напоить коров. Это тоже отнимало много времени и сил.
Как‑то в одну из моих прежних встреч с Ульяной Федоровной она подробно рассказывала о том, как ей работалось в тех условиях.
– В то время, – вспоминала собеседница, – механизация во дворы еще не пришла. Все работы животноводы выполняли вручную. Нагрузка на доярок, к примеру, была немалая. Каждой приходилось ухаживать почти за двумя десятками коров. Рабочий день начинался очень рано и заканчивался поздно. А ведь приходилось не только доить коров, но и чистить, и поить их, и корма раздавать, и телят во время отела принимать и подращивать.
В короткие перерывы в работе бежала бегом домой, чтобы успеть сделать что‑нибудь по хозяйству. Хорошо, что у меня основные заботы по дому взяли на себя муж и свекровь. А я отдавала все работе на ферме. И постоянная забота о своей группе животных приносила свои результаты. Я добивалась высоких надоев молока.
И действительно, Ульяна Федоровна постоянно была в числе передовых доярок не только своего хозяйства, но и района. Ее фамилия всегда звучала с трибун собраний, активов, партийных пленумов, не сходила со страниц районной газеты. На примере доярки Бабиковой учили других. Ей вручали почетные грамоты, значки победителя социалистического соревнования, подарки, премии.
– В 1971 году, – с гордостью рассказывала мне Ульяна Федоровна, – меня наградили орденом Трудового Красного Знамени, а через два года мне торжественно вручили орден Ленина.
Для нее, как и для всех других передовиков производства, это была высокая честь, признание ее трудовых заслуг в производстве сельскохозяйственной продукции.
Ушел в прошлое колхозно-совхозный строй на селе. Ушли из жизни и многие из тех, кто в нем трудился и оставил заметный след на земле. В настоящее время в районе остались два кавалера ордена Ленина. Одна из них – наша юбилярша Ульяна Федоровна Бабикова.
Доброго ей здоровья!