Медиакарта
6:24 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Работа эта такая: служение добру

16 марта бывшему директору Черноковской средней школы Александру Михайловичу Плесовских исполнилось 70 лет. Нынешний год для него является юбилейным вдвойне: 50 лет тому назад, в 1965‑м, он начал свою трудовую биографию учителем физики этой же школы.

В середине 70‑х годов (казалось бы, совсем рядом, а как звучит!) Вагайский район принимал высоких гостей – представительную делегацию из трех районов нашей зоны, Тобольского, Ярковского, Уватского районов, в составе которой были начальники управлений сельского хозяйства, директора всех совхозов и школ, возглавляли районные делегации секретари райкомов партии, курирующие на своих территориях вопросы народного образования. Наш район представлял свой опыт работы по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников, а конкретно– Черноковская, Вагайская и Дубровинская средние школы.

Мое знакомство с Александром Михайловичем, героем моего рассказа, относится именно к этому времени. Он тогда занимал должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы Черноковской школы и вместе с Тамарой Ивановной Ошевой, учителем биологии, сумели работу ученической производственной бригады организовать так, что результаты ее деятельности и выездной лагерь труда и отдыха, построенный совместными усилиями совхоза «Черноковский» и школы, без преувеличения, можно было смело показать авторитетным высоким гостям – профессионалам.

Кстати, за успешную реализацию постановления «О мерах по дальнейшему улучшению трудового обучения и воспитания учащихся сельских общеобразовательных школ», принятого в 1974 году, Черноковская школа позднее была поощрена трактором «Беларусь».

В 1976 году Александра Михайловича утвердили директором этой школы, и в течение долгих 20 лет он руководил ею. Ему, на мой взгляд, повезло. Черноковская школа всегда отличалась особой аурой, царящей в этом коллективе, теплой атмосферой, доброжелательностью. Новые идеи, привносимые молодым руководителем, наложились на тот основательный базис, который под руководством блестящих педагогов Петра Афанасьевича Афанасьева и Анны Семеновны Коптяевой формировался не один десяток лет. Повезло, может быть, и в том, что ему почти не довелось работать в условиях засилья электронных ресурсов. Тогда важнее было живое слово, живое общение, одобрительный взгляд, дружеское тепло одноклассника, помощь учителя. А этим даром мой бывший коллега владел. «Александр Михайлович, – говорит Любовь Петровна Куликова, директор Черноковской школы, – человек редкого обаяния. Общение с такой личностью всегда радует. Когда он идет по улице, с ним здороваются и стар и млад».

Объяснить природу этого человека, которого искренне уважали коллеги-руководители школ, непросто. Он немногословен, спокоен и рассудителен. Полемизировал на разного рода форумах достаточно резко, но говорил то, что считал нужным. К нему нельзя было не прислушиваться: он был авторитетен, слово его было весомым. В нем начисто отсутствовало позерство, сознание собственной значимости. Подчеркивая последнее качество, Любовь Петровна говорит: «Александр Михайлович вместе со всеми выходил на любые работы, брался за лопату и носилки, копал землю, грузил мусор, ездил в лес за саженцами, одним из зримых результатов подобных трудовых десантов стали зеленые насаждения по периметру школьной ограды».

Ключевой момент для развития школы – это естественно, ее руководитель. При А. М. Плесовских построен новый учебный корпус школы. Его стараниями вскоре появились гараж, класс механизации, складские помещения, погреб для хранения сельхозпродукции, выращиваемой на поле ученической бригадой. А в подвале оборудовали тир и бильярдную.

Надо сказать, что строительство, пусть даже небольших по объему объектов, ремонт, проводимые в те годы так называемым хозяйственным способом, были сопряжены с большими трудностями в обеспечении этой работы необходимыми строительными материалами. Зная эти проблемы изнутри, утверждаю, что только настойчивость в достижении поставленной цели, желание изменить ситуацию к лучшему, умение общаться с теми, от кого зависит решение того или иного вопроса, авторитет Александра Михайловича позволили ему успешно реализовать свои благие намерения.

Эти качества, как мне представляется, и предопределили его судьбу в образовательном пространстве. Его коллега Л.П. Куликова не случайно подчеркивает: «Несмотря на то, что он уже достаточно давно находится на заслуженном отдыхе, мы, его коллеги и в свое время подчиненные, до сих пор считаем своего бывшего директора членом нашего коллектива. Не перестаем с ним общаться и советоваться и всегда находим понимание и поддержку».

Что может быть дороже для учителя и руководителя, отдавшего школе более 30 лет жизни?!

Большая ответственность, возлагаемая на руководителя, выдвигает ряд требований к его интеллекту, личностным качествам. Его отличало, на мой взгляд, общее понимание жизни, умение разбираться в происходящем, анализировать события, способность самостоятельно мыслить. В том числе и эти качества в значительной степени способствовали объективному его признанию коллегами, руководителями разного ранга, педагогическим сообществом.

За давностью лет многое в памяти стирается, поэтому мои воспоминания о коллеге, конечно же, полными быть не могут объективно, они в известной степени разрозненные, не связаны в единое целое.

Частично этот пробел восполняют коллеги, проработавшие с ним в одном коллективе многие годы. В одном из поздравительных адресов по случаю торжественного события в жизни Александра Михайловича они написали своему руководителю: «У Вас есть все, что должно быть присуще педагогу: талант, душевная теплота, ум, чуткость, терпение. Каждый школьник любит и уважает своего учителя за «что‑то». Вас любят и уважают, потому что Вы умеете превратить скучный урок в интересное для детей занятие. Вот таким высоким профессионалом в своем деле, добрым, открытым, человечным, заботливым, мудрым, бескорыстным, дружелюбным, но в то же время строгим, требовательным человеком являетесь Вы для всех нас».

Допускаю, что в этих словах есть доля преувеличения, но несомненно одно – по сути они верны.

Галина Георгиевна Бугакова, большая часть трудовой биографии которой была связана с методическим обеспечением образовательного процесса в школах района, говорит: «Яркая личность, хороший организатор, Александр Михайлович Плесовских был инициатором смелых нововведений в школе, педагогических экспериментов, открытых нестандартных уроков.

А главным достоянием школы был талантливый, педагогический коллектив. Активное участие учителей, учащихся этой школы, родителей в традиционных праздниках, методических, общепедагогических мероприятиях, спортивных соревнованиях сформировали корпоративный дух, присущий этой школе, помогали создавать благоприятный психологический климат».

Уважаемый Александр Михайлович, примите самые искренние поздравления с юбилеем! Подошло, кажется, наше время, когда все поздравления и пожелания так или иначе связаны со словом «здоровье», а потому желаю Вам здоровья, долголетия, счастья и удачи Вам и Вашим родным и близким.

Автор: Ишмухамет ГАЙСИН
Теги: юбилей