Медиакарта
6:25 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Непокорённые

08:03 | 24 марта 2015
Источник: Заря

Литовский город Калвария 22 июня 1941 года стал одним из трёх первых населённых пунктов, занятых гитлеровскими войсками за считанные часы. На этой оккупированной немцами территории оказалась и семья советского кадрового офицера, уроженца Тюмени – Якова Нифантьевича Кудрина.

Его старшему сыну Юрию в ту пору было всего лишь два с половиной года, а младшему Валерию и того меньше – девять месяцев.

Как ни старалась мать с детьми спрятаться от фашистов, но всеобщей облавы на мирных граждан избежать не удалось.

– За сутки до начала войны отца вызвали в часть, и больше мы его не видели. Когда началась бомбёжка, мама схватила нас с братом в охапку и пыталась вместе с другими жёнами командирского состава, с их детьми бежать из города. Но далеко уйти не удалось, немцы нас догнали и взяли в плен. Так мы оказались в лагере, – рассказывает Валерий Яковлевич Кудрин.

Три долгих года длилось за высоким забором из колючей проволоки заточение. Женщин с утра до ночи заставляли трудиться на торфоразработках. Тяжёлые, сырые брикеты будущего топлива они складывали в вагонетки. Затем, упираясь в чугунные борта плечом, обессиленные от тяжёлой работы и недоедания, толкали груз по рельсам к месту складирования и снова перегружали. А полуголодные дети под присмотром одной из дежурных находились в холодном бараке.

День освобождения пленных советскими войсками – 1 августа 1944 года – В.Я.Кудрин запомнил хорошо. К этому времени ему было уже почти четыре года. В памяти сохранился также образ надзирателя – немки в военной форме, в сапогах и с плёткой в руках.

– Она постоянно ходила по бараку, одёргивала нас, ребятишек, за шалости, не разрешала плакать. Всего лишь месяц из-за болезни не дожил до встречи с освободителями мой брат. А мама в свои неполные тридцать три года после нечеловеческих испытаний стала полностью седой.

В справке, которую выдали Парасковье Васильевне Кудриной в Литве, указано, что она, как жена военнослужащего, была интернирована и с июня 1941 года по август 1944-го находилась в лагере торфоразработок в качестве чернорабочей.

Этот документ, несколько фотографий довоенных лет, удостоверение узника немецкого лагеря, памятную медаль «Непокорённые» В.Я.Кудрин хранит в отдельной папке. Здесь же бланк с ответом из военного министерства на запрос по поиску отца: пропал без вести.

– Почти сразу после освобождения из лагеря мы получили разрешение покинуть Литву. Более двух месяцев, пересаживаясь с одного поезда на другой, добирались до Тюмени, где мы и жили до 1940 года, пока отца не направили служить в Прибалтику. В родном городе нас ждала бабушка – мать отца.

Сегодня В.Я.Кудрин живёт в Исетском, как сам признаётся, после выхода на пенсию его потянуло на родину прадедов. Ведь когда-то их дома стояли на высоком берегу Исети.

Автор: А.МОЛОКОВА