Трудовой подвиг работников ялуторовского лесозавода в годы Великой Отечественной войны останется в памяти сибирского народа на века
К сожалению, с каждым годом все меньше остается непосредственных свидетелей военного лихолетья: участников боев и тружеников тыла, которые могли бы рассказать о том времени от первого лица. Именно поэтому очередной выпуск редакционного проекта «Народная память», посвященный ветеранам Ялуторовского лесозавода, пишу по воспоминаниям Т.А. Матушкина. Они бережно хранятся в фондах Ялуторовского музейного комплекса.
Весна 1941 года выдалась полноводной. По прогнозу гидрометеорологов уровень воды в реке Тобол у Ялуторовска мог подняться до метра. Лесозавод готовился к борьбе с наводнением. Была создана специальная комиссия, установили руглосуточное дежурство у реки, сформировали спасательные бригады.
Все эти меры оказались не лишними. К 11 мая уровень воды достиг критической отметки. Начало затоплять территорию завода. Производство остановилось. А наводнение продолжало бушевать. Размыло железнодорожные насыпи. Работа завода была парализована. За короткое время восстановить разрушенное стихией не представлялось возможным. Несмотря на это, 22 июня 1941 года по инициативе комитета комсомола и спортивной секции предприятия было решено провести в роще Декабристов большой общезаводской спортивный праздник. Руководство праздником возложили на председателя спортивной секции Т.А. Матушкина и секретаря комитета комсомола Л.С. Анисимова.
В кроссе принимали участие почти все рабочие в возрасте от 18 до 50 лет. Программой предусмотрели и сдачу норм ГТО. После завершения спортивной программы начались спортивные игры и массовые гулянья. Но праздник был прерван сообщением о вероломном нападении фашистов на нашу страну.
В тот день первоначальный
На стадионе лесозавода состоялся митинг, который открыл директор Н.Г. Адаменко. В заключение он сказал: «Коллектив завода должен приложить все усилия для быстрой победы над врагом». На митинге выступили Т.А. Матушкин, А. Олюнин и другие. Уверенностью в победе дышало каждое выступление. В тот же день в военкомат были поданы сотни заявлений рабочих завода с просьбой немедленно отправить их на фронт. Среди первых: обрезчики лесопильного цеха И.П. Суворов, А.Е. Павлинов, П.А. Харитонов, М.И. Шаляпин и другие. От списочного состава на лесозаводе осталось менее двадцати процентов.
Оборонное задание
Уже в первые дни войны Ялуторовский лесозавод получил важное оборонное задание. Чтобы выполнить его, законсервированное в 1938 году помещение, ранее предназначавшееся для выпуска мирной продукции – деталей домостроения, было достроено высокими темпами. В нем быстро смонтировали станки, необходимый инструмент изготовили прямо на заводе из отработавших свой срок пил и списанных вагонных осей: цилиндрические пилы, необходимые для распиловки круглых деталей; специальной конфигурации сверла, шарошки, наборные фрезы для фрезерных, строгальных, шипорезных станков. Все это нужно было для выполнения специального задания для выпуска спецукупорки боеприпасов.
Кроме того, в этом же цехе стали выпускать ружейную зубчатку, авиазаготовки. Наладили выпуск аэродромных катков, лыжных палок, санитарных носилок, деревянных лопат. Все это выпускалось не в ущерб производству пиломатериалов – основной продукции предприятия. А с 1942 года успешно освоили изготовление разборных санитарных домов и другой продукции. С 1942 года началось производство железнодорожных шпал.
Кадровый дефицит
Менее чем за месяц на предприятии появилось более четырехсот вакансий, часть которых заняли женщины, подростки, старики. Из-за недостатка кадров предприятие перешло на двухсменный режим работы с десятичасовым рабочим днем. Работали без выходных дней. Люди трудились поистине героически. Девушки-комсомолки брали шефство над новичками. Не уступали молодым и старики.
Михаил Семенович Лысов в шестьдесят лет пришел на завод. На одном из собраний он заявил: «Трое моих сыновей защищают Отчизну, а я в тылу буду работать столько, сколько потребуется для полного разгрома врага». Вместе с ним трудились и другие пенсионеры – П.А. Гилев, Ф.М. Гилев, Н.Д. Девятков. В цех сырья пришли женщины В.Н. Асямова, А.Е. Мелентьева, А.Г. Чирятьева, М.А. Мочалова. Они не хуже мужчин управляли лебедками выгрузочных агрегатов, формировали штабеля, сортировали приплавленный лес и выполняли другие работы. На водонасосной станции место мужа заняла многодетная мать Т.И. Кокоулина.
Из воспоминаний пилостава Н.Г. Теплякова: «Напарницей ко мне поставили С.А. Ермакову. Ворча, иду к старшему пилоточу и говорю ему: «Дай кого-нибудь из мужчин. Эта только мешать будет». В ответ он развел руками».
В лесопильном цехе в рамных бригадах вместо трех человек трудилось по два, на сортплощадке соответственно 18 и 14. Аналогичное положение сложилось и в других цехах.
Работа была тяжелая, чисто мужская. А женщины все шли и шли в отдел кадров. На 24 июля 1941 года принято 68 человек, из них только трое мужчин.
Привлечь новых рабочих и специалистов вызвалась биржа сырья лесозавода. Здесь организовали курсы учетчиков, маркировщиков и рубильщиков. Учениками стали в основном девушки из соседних деревень. Приступая к занятиям, они заявили: «Пусть наши братья громят врага, а мы с честью справимся с выгрузкой леса, обеспечим завод сырьем».
Не числом, а умением
Когда не хватало нужного оборудования, инструментов, рабочие завода проявляли изобретательность и смекалку, тем более что приходилось выпускать продукцию, не свойственную довоенному профилю предприятия. Изготовлялось чугунное литье (втулки, шестерни, шкивы). Делали абразивные круги. Производство их наладили настолько хорошо, что качество не уступало лучшим образцам других заводов. Организатором этого производства и руководителем был мастер Л.С. Анисимов.
Чугунным литьем и абразивными кругами завод обеспечивал себя полностью и даже помогал соседним предприятиям.
За годы войны на заводе развернулось движение рационализаторов и изобретателей. Был внедрен целый ряд рацпредложений. Например, изработанные рамные пилы наращивали по длине из отдельных обрывков этих пил и скрепляли заклепками, а предельно узкие пилы не выбрасывали, а соединяли по две штуки и таким образом заменяли новые пилы. Над этим много потрудились пилоточи Н.Г. Теплякова, Т.П. Губина под руководством старшего мастера С.С. Логинова. Рабочий Г. Зорин сделал фрезу для выборки паза в спецукупорке – это вдвое повысило производительность труда. Столяр Иван Глушков придумал несколько приспособлений для сколачивания щитов. Работать стали быстрее и без брака.
За 1942–1945 гг. внедрено 45 рацпредложений, что дало 48 500 руб. экономии. С помощью рационализаторов и изобретателей удалось преодолеть многие производственные трудности военного времени, беспрерывно и в необходимом количестве поставляли продукцию на фронт.
Образцы труда показывали коммунисты и комсомольцы. Они были там, где труднее. Например, в 1941 г. на плечи комсомолки Т.М. Шемякиной легла огромная ответственность, ей доверили смену. Заменять опытного мастера А.М. Цыгвинцева было тяжело, но она справлялась с порученным делом.
Не считаясь со временем
После десятичасового рабочего дня лесообработчики на добровольных началах шли на погрузку вагонов или сборку щитов для перевоза хлеба, на заводской огород, где выращивали картофель и овощи. Урожай шел в рабочую столовую. Девизом заводчан стало: «Дать больше продукции, не уходить с завода без выполнения сменного задания!». Началось движение двухсотников и пятисотников. Возглавили его стахановки К.И. Дорохова, К.И. Долгополова, выполняющие сменные задания на 500 процентов.
Трудились без выходных дней и отпусков. В одном из приказов по заводу говорится: «13 июня 1941 г. – выходной день считать обычным рабочим днем, а весь заработок перечислить в фонд обороны». Деньги, полученные за работу 7 ноября того же года, были перечислены на строительство воздушной эскадрильи «Омский комсомолец».
Идейно-политическую работу – в массы
Партийная и комсомольская организации проводили в цехах ежедневные политинформации, в обеденный перерыв и после трудового дня. Рабочие имели возможность ознакомиться с положением дел на фронтах, решениями партии и правительства. На собраниях обсуждались жизненно необходимые вопросы, порожденные военной обстановкой: о выполнении заказов фронта, организации всеобщего военного образования, сборе теплых вещей для армии, организации всенародной помощи фронту. Ко всем этим делам активно подключался профсоюз.
На одном из первых совещаний завкома 21 июля 1941 г. было решено организовать проверку по цехам соцдоговоров, ставить задачей повышение норм выработки, брать на себя обязательства выше уже достигнутых результатов.
Профсоюз занимался организацией питания рабочих, трудоустройством молодежи. Взяли на учет семьи красноармейцев, оказывали им материальную помощь и поддержку, проводили текущий ремонт квартир, где проживали семьи военнослужащих, обеспечивали их топливом, подвозили сено.
По труду и почет
Напряженный труд коллектива в годы войны был удостоен высокой оценки. Многие рабочие, ИТР и служащие завода награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Среди них техрук А.Н. Клюсов, мастера Н.П. Зумарев, Ф.С. Сирин, Е.И. Устюгов, машинисты Ф.С. Захаров, Р.В. Эркнер, рамщики А.Я. Савин, С.А. Ермаков, П.М. Некрасов, обрезчики Л.В. Бусыгина, П.И. Береснева, рабочие Незамутинов, С.И. Парасич, А.И. Муромцева, торцовщик А.Т. Веснина, столяр И.М Харалгин и многие другие. Всего 269 человек.
Трудовой подвиг рабочих Ялуторовского лесозавода не остался незамеченным. В декабре 1942 г. присуждено переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны. Стоит напомнить, оно вручалось промышленным предприятиям, колхозам и совхозам, добившимся выдающихся успехов в выполнении оборонных заказов. Всего же за военное время этой чести лесозавод удостаивался восемь раз. В 1946 году знамя было оставлено Ялуторовскому лесозаводу на вечное хранение. Кроме того, лесозавод неоднократно выходил победителем во Всесоюзном соревновании между предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности.
После ликвидации предприятия переходящее Красное знамя ГКО СССР стало музейным экспонатом. Перед красным полотнищем с профилями В.И. Ленина и И.В. Сталина и шитым золотом призывом «Под знаменем Ленина-Сталина – на разгром немецких захватчиков» по-прежнему хочется замереть по стойке смирно и склонить голову в память о тех, кто в сибирской глубинке самоотверженно трудился во имя Великой Победы.
Ежегодно в День Победы знамя покидает музей. Ветераны вой-ны и трудового фронта во главе праздничного шествия горожан проходят с ним по главной улице Ялуторовска.
Оригинал материала на сайте tumentoday.ru